Тринадцать – счастливое число?
Пьеса известного немецкого драматурга, лауреата Нобелевской премии Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца» принесла Русскому драматическому театру им. М. Горького и исполнителю главной роли народному артисту РФ Айгуму Айгумову немало известности и премий на театральных фестивалях в стране, а главное – полюбилась дагестанским зрителям.
Пьеса ставит очень острые вопросы: имеет ли право пожилой человек на будущее, на любовь? Можно ли верить в искренность чувств молодой женщины к пожилому человеку? Такой брак – корысть, холодный расчет? Должен ли престарелый отец семейства отказаться от личной жизни и пожертвовать собою ради детей и спокойствия в семье? Эта проблема очень жизненна сотнями примеров из нашей действительности, когда молодые, а иногда совсем юные девушки выходят замуж за пожилых, известных, чаще всего богатых избранников.
Ответ на эти вопросы каждый зритель ищет в своей душе, в своем отношении к миру и к самому себе. Спектакль Русского театра показывает ситуацию со стороны, и зритель, судя по реакции в зале, – на стороне любви. Эта пьеса неизменно проходила в театре с большим успехом. И на этот раз открытие театрального сезона спектаклем «Перед заходом солнца» вызвало бурю эмоций полного зала зрителей.
— Я видела этот спектакль в прошлом сезоне, пришла посмотреть еще раз. Эта пьеса заставляет задуматься, решить для себя многое, быть человечнее к поступкам других, уважать их чувства и… завидовать герою, которого, хотя и на склоне лет, посетила настоящая любовь, — говорит одна из зрительниц Айша Дибирова.
2 декабря театр покажет премьерный спектакль совершенно другого направления «Проснись и пой». Эта теплая, мягкая постановка Марины Карпачевой перенесет зрителя в комедийную атмосферу с незатейливой музыкой.
16 декабря главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров приглашает любителей драматического искусства на подготовленный им спектакль «Номер 13» по пьесе Рея Куни.
— Это известный драматург, его пьесы широко ставятся повсюду, — сказал Скандарбек Даниялович. — Пьеса по жанру — комедия. Но весьма непростая тем, что много подтекстов, она многослойная, с внутренним действием. Автор непримитивный. Если во многих других пьесах с первого действия уже ясно, что хочет персонаж, как будут развиваться события и ясен конец, то у Куни не предусмотришь дальнейшее развитие и тем более конец. Я люблю такие пьесы. Каждую мизансцену надо ювелирно выстраивать, плести, как кружева.
Разгоряченный беседой, Скандарбек Даниялович стал показывать эскизы декораций, удовлетворенно поясняя, как они вместе с художником Борисом Голодницким пришли именно к такому решению. Действительно, декорации не только интересно смотрятся на листе ватмана, но они и многослойны, с красивым видом за панорамным окном.
Судя по рассказу С. Тулпарова, спектакль будет интересным, а потому рекомендую посмотреть его (артисты Магомедарип Сурхатилов, Артур Джабаров, Амина Абдулганиева, Елена Чистякова).
В этом году юбилей Максима Горького – 150-летие со дня рождения. Конечно, театр его имени не может обойти вниманием эту дату. Приглашенный из Москвы режиссер, лауреат международного театрального фестиваля Вячеслав Терещенко взял в работу пьесу «Стенька Разин» и будет ее ставить на сцене Русского театра. Пьеса о казачестве. Режиссер с головой ушел в новую работу, изучает старинные казачьи песни, быт, традиции казаков.
Неувядаемый Молла Насрутдин
Удачным было открытие сезона в Кумыкском музыкально-драматическом театре им. А.-П. Салаватова пьесой «Молла Насрутдин». Пьеса – долгожитель, с 1939 года она успешно собирает полные залы: поменялись актеры за семь с лишним десятков лет со дня постановки, но зрителю все так же интересны перипетии и диалоги, сочно написанные автором пьесы.
Театр отошел от сложившейся традиции открывать сезон спектаклем «Айгази» и не ошибся. Желающих посмотреть любимый спектакль было столько, что пришлось в проходах между рядами кресел дополнительно устанавливать стулья. И все равно всех поместить не удалось. Руководство театра решило показать «Моллу Насрутдина» и на второй день. И тогда зал был полон.
Известный режиссер Ислам Казиев предлагает к просмотру поставленную на сцене театра премьеру «Лгунья». Это веселый, незатейливый спектакль по пьесе, называемой в театроведении комедией положений.
А Скандарбек Тулпаров приступил к работе над пьесой Ираклия Думбадзе «Ханума». Эта пьеса десятилетия победно шествовала по театрам страны, но в Кумыкском театре ее не ставили никогда.
— Как так случилось, что такая близкая нам пьеса не была показана в нашем театре, никто объяснить не может. Это такой благодатный драматургический материал, – рассуждает режиссер.
— Эта пьеса была на сцене Русского театра, — робко пытаюсь напомнить. Будучи главным режиссером театра, С. Тулпаров не может не помнить этого.
— Да, но это была работа другого режиссера – Юрия Колчина, я же вижу эту пьесу по-другому. Свое видение ставшего классикой произведения я и хочу показать зрителям.
Коллектив артистов, утвержденных на этот спектакль, уже приступил к работе. Начали они с разучивания песен, танцев, которых будет немало в этом веселом представлении.
С гастрольными работами коллектив театра побывает в селениях Коркмаскала, Алмало, городе Буйнакске.
А дагестанцы, которые живут и работают в нефтегазопромышленных районах страны – Сургуте, Нижневартовске, – смогут посмотреть спектакли родного Кумыкского театра в период его гастролей. Там живут 160 тысяч кумыков, и встреча с родиной посредством сценического искусства им будет очень радостна.
Рассматривается возможность гастролей театра в Китае, в провинции, где живут уйгуры. Их язык схож с кумыкским, потому будет понятен.
— Сейчас мы знакомимся с культурой уйгуров, их фольклором, чтобы знать, какой спектакль из нашего репертуара им будет интересен, – говорит директор Кумыкского театра С. Тулпаров. – Я думаю, что «Молла Насрутдин» придется им по нраву.