Тропинки жизни Асият из Хубара
Асият Идрисова рассказывает: «Вначале я стала рисовать горы, а потом так посмотрела и так посмотрела, вижу, чего-то не хватает, и дорисовала овечек. Потом внучка пришла, смотрит и говорит мне: «Баба (бабушка), рисуй человечков». Говорю: «Ва-а-ай, не получится у меня человечков рисовать». Но я всё же попробовала, и как будто получилось: ножки, ручки, голова…». Рассказывает так, будто читает сказку. Но удивительно другое. Скоро ей исполнится 90 лет, а рисовать она начала несколько лет назад. И, возможно, талант так и остался бы нераскрытым, если бы не… болезнь.
– Когда я травмировала ногу, врачи запретили любую физическую активность. Ходить не могу, работать не могу, а времени много. Вот и стала рисовать. Вы не поверите, секунды свободной не оставалось. А потом сломала руку. С этой сломанной рукой я только сегодня закончила портрет шейха Саида-афанди, – говорит она.
И в фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в этот момент раздаются аплодисменты: здесь проходит выставка «Тропинки жизни Асият из Хубара», организованная Республиканским домом народного творчества в рамках проекта «Самородки». За 10 лет работы проект представил более 50 выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, открыл новые имена талантливых и самобытных непрофессиональных художников и мастеров народных художественных промыслов.
Зелёные склоны, цветущие поляны, пасущиеся отары… И пусть в её рисунках нарушено правдоподобие, зато анималистические картины заставляют улыбаться. У горного тура один глаз может быть зеленым, другой коричневым, а несушку в гнезде охраняет кот. Работы бабушки Асият возвращают в детство.
Сегодняшняя героиня «Самородков» благодарит всех организаторов за такой праздник и гостей выставки за то, что, несмотря на занятость, пришли поздравить с первой большой выставкой. И заверяет, что если бы не племянница (Зарема Дадаева, директор Музея истории г. Махачкалы), возможно, выставки и не было бы.
С тех пор как Асият начала рисовать, Дадаева ездит к ней с необходимым набором для создания новых работ, которые искусствоведы называют наивным искусством. Вместе с тем не каждого художника, у которого нет академического образования, можно назвать наивным. По-настоящему наивных художников не так много, а это свидетельство того, что наивность, примитивизм в искусстве и отсутствие профессионального образования не одно и то же. Наивный художник обладает способностью видеть мир глазами ребенка. В этом мире нет агрессии, противостояния: природа, человек, животные существуют в гармонии и любви, он приближен к идеальному. В этом и есть вся прелесть и оригинальность.
– Работы привлекают зрителей своей простотой и душевностью, смешением разных техник, обилием цветов и детской непосредственностью. В экспозиции представлено 65 работ автора, на которых изображены портреты деятелей Дагестана, героев Великой Отечественной войны, пейзажи, отражающие красоту и самобытность родного края. За время своего творчества она приняла участие в нескольких выставках, – рассказывает заместитель министра культуры РД – директор Республиканского дома народного творчества Марита Мугадова.
Сама Асият Идрисова говорит: «Когда я рисую, кто-то помогает мне, ведет руку». Она всегда была активной и творческой. Помимо преподавания в школе вела большую общественную работу в женсовете села, в качестве депутата, народного заседателя районного суда. И потому, выйдя на пенсию, не могла сидеть без дела. Начала вязать скатерти, пледы, шали, дарила их родным и друзьям, далее увлеклась поэзией: писала на родном аварском языке стихи и посвящения своим близким. Поэтический дар у Асият, кстати, обнаружился еще в школе, а за стихи на смерть Сталина даже получила гонорар в 6 рублей 80 копеек, на которые купила лекарства для больной сестры.
Судьба Идрисовой схожа с судьбами многих людей старшего поколения. Родилась она в 1932 году в семье лесника Закарьи и Муминат. Рассказывает, что отец принадлежал роду Джаная из с. Корода, верного мюрида Шамиля, высланного в Салатавию и основавшего там селение Хубар. Асият была старшей из пяти детей, и когда отца расстреляли НКВДшники ей пришлось заботиться о младших. Тяжелое детство сформировало сильный характер, способность не сдаваться перед трудностями. Она с сестрами Расият и Райсат были первыми девочками из Салатавии, окончившими интернат горянок в чеченском селе Ведено. После учебы поступила в Хасавюртовское педучилище и затем преподавала аварский язык в средней школе сёл Инчха и Хубар.
– Она принимает мир с распростёртыми объятиями. И это тоже талант – сохранить в себе непосредственность, чистоту и детскость. Это всё мы видим в ее искусстве, – отмечает искусствовед Татьяна Петенина.
– Когда у нее что-то не выходит так, как ей надо, она переписывает работы несколько раз. Любит пейзажи – это такое понимание и единение человека и природы, бережного отношения и почтения, – подчёркивает Зарема Дадаева. Также она помогла издать сборник стихов и посвящений своей тети «ГIумрудул сухъмахъал» (авар. – «Тропинки жизни»).
Среди множества работ и портреты ее сестер, о которых Асият Идрисова рассказывает с особой гордостью. Средняя сестра Расият окончила медицинское училище в Каспийске, работала фельдшером-акушеркой в горах, затем медсестрой-воспитателем в детском санатории. Младшая Райсат – известный в республике композитор, автор более 450 прекрасных песен, в которых прослеживаются истоки музыкального фольклора разных народов Дагестана. После окончания музыкального факультета пединститута она более 40 лет проработала в Буйнакском педучилище, где организовала ансамбль кумузисток и более 20 лет была его художественным руководителем.
– Творчество таких самородков делает окружающий мир гармоничным, они расширяют изобразительное искусство, и важно поддерживать их начинания. Признаться, я впервые участвую в выставке, автору которой исполняется 90 лет. Желаем ей дальнейших успехов, вдохновения и крепкого здоровья, – сказал председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов.