Тропою дружбы – за опытом
В Махачкале проходили гастроли Астраханского театра, а следом дагестанские актеры выступили в Астрахани. Такой интересный творческий обмен проводится в рамках мероприятий по поддержке гастрольной деятельности российских театров и театральных организаций, осуществляемых по Федеральной целевой программе «Большие гастроли. Межрегиональная программа».
В Махачкале, как ранее сообщала «ДП», труппа Астраханского драматического театра на большой сцене Русского театра показала премьерную постановку «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого и комедию «… Огонь страстей желанных» по рассказам Антона Чехова.
В Астрахани труппа Лакского музыкально-драматического театра гастролирует уже в третий раз. Ранее обменные гастроли состоялись с Театром юного зрителя. В 2012 году дагестанцы выступили со спектаклем «Ромео и Джульетта» по пьесе английского драматурга У. Шекспира в постановке режиссера из Болгарии Богдана Петканина и в 2015 году со спектаклем «Невыплаканные слезы», поставленным народным артистом России Исламом Казиевым по фронтовым записям Эффенди Капиева.
В этот раз труппа повезла в Астрахань уже знакомый и понравившийся юному зрителю города спектакль «Невыплаканные слезы» (успешно прошли гастроли с этим спектаклем и в городе Пятигорске в 2015 году. Тогда они были приурочены к 70-летию Победы в ВОВ и Году литературы), а также спектакль «Гамлет» У. Шекспира в постановке того же Богдана Петканина.
Первый спектакль – это театральная поэма на тему патриотизма. Сценография Аскара Аскарова создает цельную картину правдивых записей участника войны, военного корреспондента, который пером, как штыком, сражался против фашизма и создавал незабываемые страницы летописи военных событий на Северном Кавказе. Автор и режиссер спектакля Ислам Казиев воссоздает образ бойца и гражданина, талантливого писателя, из-под пера которого вышли бессмертные строки проникновенных рассказов о простых парнях, бойцах и командирах, о подлинных патриотах Родины, героически сражавшихся с врагом и выносивших все тяготы военного времени. Второй спектакль – трагедия прозрения, в которой ренессанскому гуманизму приходится пройти испытания жестокими истинами «вывихнутого века».
В рамках гастролей состоялась пресс-конференция с участием журналистов СМИ Астраханской области.
«В Астрахани мы были несколько раз, но на сцене драмтеатра выступали впервые. Наши регионы очень похожи многонациональностью своих культур. И нам всегда очень приятно здесь выступать», — сказал исполнительный директор Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева Магомед Гусейнов.
Главный режиссер театра, народный артист Дагестана Аслан Магомедов рассказал о сценическом репертуаре. В пресс-конференции участвовали и молодые актеры, сыгравшие главные роли, Ислам Магомедов (Эффенди Капиев) и Артур Абачараев (Гамлет).
После спектаклей своим мнением об увиденном поделилась сотрудница журнала «Человек+» Наталья Сапожникова:
— На спектакле «Невыплаканные слезы» Лакского музыкально-драматического театра я плакала. Последний раз такое случилось на «Поминальной молитве» Владивостокского драматического театра 12 лет назад (хотя до этого я смотрела его в исполнении актеров Ленкома). Спектакль поставлен по фронтовым записям журналиста Эффенди Капиева. И какой же талантливый человек открылся! По сути дела шел диалог со зрителем, потому что в этих коротких, гениально выписанных историях об участниках сражений было все, что и сегодня мучит нас своей неразрешенностью. Спасибо автору и режиссеру спектакля Исламу Казиеву, тонко прочувствовавшему этот материал.
После недавней войны в Абхазии весной я ехала на озеро Рицу. Дорога горная, но в одном месте горы немного отступили и открылся цветущий сад. Я сразу не обратила внимания на то, что, несмотря на стоящие здесь ульи, пчелы не роятся вокруг, но дорога выгнулась на повороте, и среди этого великолепия весны встал дом с низенькой типичной для этих мест верандой и… с забитыми досками окнами. А чуть поодаль, под белым кипеньем ветвей, стояли три креста, которые еще не потемнели. Я и сейчас плачу – столь сильным было то потрясение от картинки войны посреди буйно просыпающейся и обновляющейся жизни. Потом я испытала подобное еще раз – в фильме «Война и мир» (Великобритания), режиссер завершил киноэпопею сценой в саду, где выстоявшие в потрясениях войны герои просто пили чай, и пчелы садились на ломтья истекающих медом сот, а матери укачивали капризничающих младенцев. Это был мир.
Вот и в этом спектакле Эффенди описал картинку боя. Бьет артиллерия. Бойцы сидят в окопах в цветущем саду. И кажется, что идет снег, потому что они сидят в белом цвете, как в сугробах. А та картина, что о пленном румыне-скрипаче? Нет, пересказать невозможно! Но я благодарна коллективу театра за вызванные чувства и мысли, они современны.
А сегодня иду на «Гамлета». Это трагедия прозрения в постановке известного болгарского режиссера. Жаль, что только один спектакль в рамках обменных гастролей. Думаю, и он будет непростым и знаковым для зрителя.