Тропою Остапа Бендера
В советское время я два раза отдыхал в «Каспии», а в этом году впервые в жизни оказался в одном старом санатории города Ессентуки. Что хочу особо отметить, так это очень вежливый персонал санатория. Нас, учителей, никогда не баловали бесплатными путевками в санатории.
Мой санаторий располагался недалеко от так называемого «Источника», куда я с другими отдыхающими ходил пить минеральную воду. Вопреки совету врача пить теплую минеральную воду «Ессентуки новая» по полстакана, я пил её по два стакана три раза в день, теплую и холодную, да еще по стакану «Ессентуки-4». Мне казалось, что все отдыхающие так делали.
На улице, ведущей в городской парк, возлежат старые каменные львы, которые охраняют грязелечебницу имени Семашко. Здесь часто останавливались туристы, и гиды рассказывают им про сцену из кинофильма Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Помните эпизод, когда Киса Воробьянинов у «Цветника» в Пятигорске просит милостыню – это снимали здесь перед этой самой грязелечебницей.
Вспомнил об этом, оказавшись в Пятигорске. Мы, возвращаясь с курорта домой, в Железноводске купили несколько ящиков минеральной воды «Славяновская» и «Смирновская». Я предложил сыну задержаться в Пятигорске и походить по лермонтовским местам.
В парке «Цветник» я увидел, как группа зевак окружила какую-то бронзовую скульптуру. Протиснувшись между ними, я понял, что это… персонаж Киса Воробьянинов, он же Ипполит Матвеевич, он же «отец русской демократии», он же «лицо, приближенное к Государю», он же «доктор Михельсон». И всеми этими именами называл его один из «величайших комбинаторов» 20 века Остап Ибрагимович Бендер.
Перед Ипполитом Матвеевичем на портфеле лежала бронзовая шляпа, и улыбающиеся туристы бросали туда железные рубли, кому сколько не жалко.
Я вспомнил комического артиста кино Сергея Филиппова в роли Кисы Воробьянинова. «Я не ел шестнадцать дней. Же не манж па сис жур», — говорил он по настоянию Бендера и потом добавлял «Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы. Мадам, месье».
Я решил фотографироваться на память с Ипполитом Матвеевичем и вставал рядом с ним поочередно слева и справа. И сын снимал нас вместе.
Хорошо, что Бог в некоторой степени наградил меня чувством юмора, и вспомнил я, что имею родственные связи с депутатами разных уровней и говорю тихо, будто плачу: «Господа. Подайте на пропитание старшему брату бывшего депутата Народного Собрания Дагестана. Мадам, месье». Среди прохожих раздался смех, и кое-кто из них начал снимать видео, один даже вежливо попросил меня еще раз повторить те слова. Потом он попросил мой номер телефона и послал мне видео.
Вот так в Пятигорске пересеклась моя тропа с героями книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова. И думаю я, что стоило поехать на курорт, хотя бы ради этого.