«Трын-трава»: классика советского кино

Однажды известный сценарист Виктор Мережко написал историю о сложной семейной жизни своего дальнего родственника. Этот человек никак не мог найти общий язык с женой. Сценарист вспоминал, что он в неделю три раза ссорился с ней, а потом мирился. И так всё время. В конце концов жена подала на развод и уехала обратно к себе на Север. А потом он поехал за ней: уговаривать вернуться.
В 1975 году актер и режиссер Сергей Никоненко решил снять фильм по этому сценарию.
Он говорил: «Заинтересовала меня эта история. Я хотел показать мужчину, который сам до конца не понимает, как хочет выстроить жизнь. Есть такие люди. Про них тоже надо знать. Вроде всё у него имеется: дом, жена, стабильная зарплата. Но чем-то недовольны. Их обычно называют кузнечиками. Всё «прыгают», чего-то ищут. А чего – и сами не могут понять».
***
Название картине дали донельзя прозаическое: «Трын-трава».
Сложную роль главного персонажа пресловутого Степана Калашникова режиссер решил сыграть сам и показал его противоречивый характер просто великолепно.
Роль главной героини Лидии Калашниковой (жена) доверили Лидии Федосеевой-Шукшиной. Хотя пробовались и другие красивые актрисы, например Наталья Кустинская. Но ее не утвердили, потому что слишком затмевала всех.
Никоненко объяснял: «Была очень красивой. Руководство решило, что у колхозника-комбайнера не может быть такая красавица-жена. Мол, это ненормально.
Председатель Госкино Филипп Ермаш после того, как посмотрел отснятые кадры, замахал руками: «Вы с ума сошли! У такого колхозника ее уведут за три дня».
Точно так же не утвердили и Наталью Гвоздикову, а вот Лидия Федосеева пришлась всем по душе.
Ермаш констатировал: «Федосеева тоже красивая, но еще и простая. В этом она выигрывает. Обычно такие женщины и бывают женами колхозников. Ее и снимайте в картине».
***
Но, на удивление съемочной группы, она сначала отказалась сниматься:
– Не буду. Мы с Кустинской подруги. Не хочу, чтобы она обижалась на меня.
Никоненко был растерян. Он сказал:
– Так ведь сам начальник Госкино потребовал, чтобы тебя задействовать.
Лидия покачала головой:
– Поговорите с ней. Если согласится, чтобы я снималась, тогда другое дело.
Стали звонить Кустинской. Она откликнулась только через три дня:
– Пусть снимается. Но подругами мы больше не будем.
С тех пор действительно перестали общаться.
***
Композитор Владимир Мартынов, написавший музыку к фильму, вдруг сказал:
– Мне кажется, чтобы картина получилась более насыщенной, необходимо в съемках задействовать кавказца.
Никоненко не понял:
– Как это? Зачем?
Мартынов объяснил:
– Когда жена Калашникова едет в город в общежитие к студенту, которого полюбила, то ее сначала, мне кажется, должен встретить кавказец.
– Почему?
– Они умеют по-своему, тонко, восхититься женской красотой…
– И что?
– Это будет выглядеть интересно.
– А кого будем снимать? – спросил
Никоненко.
Композитор сказал:
– У меня есть друг-дагестанец. Он актер. Его зовут Асхаб Абакаров. Думаю, что сыграет очень хорошо.
– Давай пригласим, – согласился режиссер.
***
Когда Асхабу объяснили, что от него требуется, он вдруг вынес свой вердикт:
– Эту короткую роль лучше меня сыграет другой кавказец.
– Кто? – с интересом спросили режиссер и композитор.
– Мой хороший приятель актер Зураб Кипшидзе. Этот грузин умеет делать комплименты женщинам и восхищаться ими.
Позже актриса Наталья Данилова, которая была женой Абакарова, вспоминала:
«Асхаб, несмотря на то, что был талантливым актером, по природе человек очень скромный. Он часто смущался, ему было трудно выразить какой-то восторг в адрес красивой женщины. А Кипшидзе – настоящий ловелас. Не бывало такого, чтобы он не сделал комплимент женщине, если даже она не модель. И сам он весьма нравился женскому полу».
***
И вот когда Зураб на пробах стал выражать восторг Федосеевой, то ей это не понравилось. Обращаясь к грузинскому актеру, недовольно спросила:
– Почему вы восторгаетесь мной и в то же время смеетесь? Издеваетесь?
Кипшидзе в свою очередь удивленно взглянул на актрису:
– Да вы что! Не могу же я говорить вам: «Ах, какая вы красавица, я сейчас утону в глубине ваших синих глаз», и быть серьезным. Это ненормально.
Федосеева топнула ногой:
– Ненормально это смеяться…
Кипшидзе пожал плечами:
– Извините, не понимаю.
И тут Никоненко в расстроенных чувствах спросил у Мартынова:
– И что делать?
Композитор щелкнул пальцами:
– Твой фильм будет называться «Трын-трава» – так ведь?
– Ну.
– Вот и не надо ничего.
– То есть? Не будем снимать кавказца?
– Будем. Красивый парень. Только пусть выразит свой восторг без слов одними глазами.
– А разве так восторгаются женщинами?
– Конечно, – кивнул композитор. – Бывает и такое. И моя музыка этому будет в помощь.
Никоненко долго молчал. Потом махнул рукой:
– Давай попробуем.
Попробовали. И пробы прошли великолепно.
Картина вышла в широкий прокат в конце 1975 года, имела колоссальный успех. Сергей Никоненко был награжден премией Ленинского комсомола, а Лидия Федосеева-Шукшина получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Фильм стал классикой советского кино. Эту ленту и сейчас время от времени показывают на различных каналах российского телевидения.
Статьи из «Культура»
Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям

Финал стал апофеозом

Отдых для всей семьи

Татьяна Есенина и Махачкала

«Мир внутри меня»

Величайший

Три ветви одного дерева

Народный соловей

Ноябрина, Нонна
