X
07:19 03.11.2009

Ученик Бориса Покровского

- Нет ничего более захватывающего, чарующего и увлекающего, чем искусство театра, - убежден Абунавас Гусейнов. В самом деле, кто однажды ощутил одурманивающую сладость благодарных аплодисментов зрительного зала, тот очень дорожит сценой. - Если актер заставляет зрителя страдать или вызывает радость и смех, то режиссер-постановщик за кулисами еще острее переживает за игру актера, за успех, – считает Абунавас Гусейнов.

Почти полвека назад – в 1960 году — молодой актер Абунавас Гусейнов начал восхождение по своей творческой тропе, в дни, когда коллектив Аварского муздрамтеатра готовился принять участие в Декаде театрального искусства в Москве.

Коллектив тогда работал над музыкальной трагедией «Хочбар», музыку к которой написал Г. Гасанов. Приглашенный режиссер из Тбилиси Арчил Чхартишвили с большим вдохновением взялся за эту постановку, но из-за объемности декораций и всего оформления он был заменен «Горянкой» Расула Гамзатова. Сыграв сына Нуцал-хана, Абунавас Гусейнов начал работать над спектаклем «Горянка» — уже как помощник режиссера-постановщика Арчила Чхартишвили, и вел спектакль на сцене Малого театра в Москве во время декады. В этом же году он был отправлен на учебу в театральную студию в г.Тбилиси.

Обучаясь мастерству актера драмы и кино, молодой актер совершенствовал навыки на режиссерском отделении у известного режиссера и педагога Дмитрия Алексидзе. В 1964 году, с отличием окончив театральный институт им. Ш.Руставели, он вернулся в родной театр в Буйнакске. А в 1965 году поступил в Московский ГИТИС на факультет музыкальной режиссуры.

Пройдя конкурсные барьеры маститых профессоров института, он стал учеником Бориса Покровского, одновременно являвшимся режиссером Большого театра СССР. Абунавас Гусейнов защитил диплом с отличием, представив спектакль в Аварском муздрамтеатре им.Г.Цадасы, – это была музыкальная комедия азербайджанского композитора Сулеймана Алескерова «Свадебный подарок».

Работая с 1970-го года в театре режиссером музыкальных постановок, ставил музыкальные комедии, драмы и трагедии, сумел привлечь к театру небывалый поток зрителей. Его умение найти тематику в духе времени, заинтересовать аудиторию свидетельствует о тонком чутье режиссера. Вместе с тем он не забывал и о том, что необходимо привлекать драматургов, дать им соответствующий материал для написания пьесы — именно так были созданы спектакли «Махмуд из Кахабросо», «Камалил Башир», «Жених сбежал», «Зятья» Магомеда Сулейманова. Эти и другие спектакли в театре прошли с большим успехом, выдерживая более одиннадцати аншлагов, их годами показывали по всем аварским районам.  

А. Гусейнов становится лауреатом премии им.Г.Цадасы. Молодого, энергичного, с хорошими организаторскими способностями заметили в Министерстве культуры Дагестана и назначили директором Аварского муздрамтеатра им.Г.Цадасы. Работая в должности директора, он активно заботился о нуждах театра. Добился капитального ремонта, обновил транспорт, обеспечил всеми необходимыми материалами для постановки спектаклей и сценическим оборудованием. Театр тогда выполнял план по всем показателям, за что коллективу было вручено переходящее знамя. Абунавас Гусейнов не забывал о главном в театре — о его актерском составе, людях, которые нуждались в повышении зарплаты: он добился выплат надбавок каждому актеру.

После в его трудовой биографии была работа директором кинотеатра «Дружба», затем — директором школы №48 в пос. Новый Кяхулай.

— Надо было начинать с нуля – набирать учеников, создавать условия для учительского коллектива, всего и не перечислить, — вспоминает Абунавас Гусейнов. — Проработав директором школы 11 лет, принимая активное участие в первых выпусках школы, он вышел на пенсию.

Но главная профессия не отпускала – он вновь вернулся в мир театра режиссером театра оперы и балета. Министерство культуры Дагестана дало возможность ему работать над созданием оперных постановок «Камалил Башир» и «Махмуд из Кахабросо». А это значит, что и в 70 лет у Абунаваса Гусейнова есть силы и желание ставить, учить молодых мастерству актера, режиссера, передавать свои навыки и умение.

 

Статьи из «Культура»

Великому подвигу посвящается!

14
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Гений танца

13
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

34
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

10
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

37
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

57
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

9
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

229
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Победный месяц

21
Нынешний год особенный для всех россиян, он проходит под знаком празднования 80-летия Победы...

История Дагестана и музей

14
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Она считала себя гусаром

12
Фильм «Гусарская баллада» по праву входит в золотой фонд советского кино. В нем...