Хасбулат Аскар-Сарыджа (на снимке) по праву считается основателем скульптурного искусства Дагестана. Он родился в октябре 1900 года в селении Ахты. Мальчик рос в многодетной семье. Его отец всячески способствовал развитию творческих способностей у детей.
Прежде чем стать художником и скульптором Хасбулат обучался в Армавирской музыкальной школе, потом в Московской консерватории по классу фортепиано. Занимался аранжировками народных мелодий и выступал с концертами. Все близкие думали, что юноша станет музыкантом.
И вдруг в 1919 г. Аскар-Сарыджа и его друг будущий художник Муэтдин Джемал едут в Темир-Хан-Шуру и поступают на рисовальные курсы, организованные Евгением Лансере. По воспоминаниям Джемала, им понравилось заниматься под началом известного русского живописца.
Хасбулат тогда сказал:
– Музыка – это, конечно, великолепно, но я уверен, что быть художником и скульптором и есть мое настоящее предназначение.

Памятник Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале / culture.ru
***
С началом военных действий (Гражданская война) курсы в Темир-Хан-Шуре были закрыты. И тогда Аскар-Сарыджа уезжает в Тифлис, чтобы познакомиться с известным грузинским скульптором Яковом Николадзе. Дело в том, что Николадзе был в свое время учеником великого французского скульптора Огюста Родена. Встреча состоялась не сразу. Лишь в 1922 году им удалось увидеться и пообщаться. Николадзе тепло принял у себя дома начинающего дагестанского художника. Это знакомство стало своего рода отправной точкой в окончательном выборе профессии для Аскара-Сарыджи. По совету маэстро он в 1923 г. едет в Ленинград и поступает в Художественный институт на скульптурный факультет (ВХУТЕИН). Его педагогом был крупнейший мастер скульптуры ХХ века Александр Матвеев.
В город на Неве в то время со своими выставками нередко приезжал «мастер деревянных изделий» Сергей Коненков. Когда он посетил ВХУТЕИН, то был восхищен работами дагестанца.
– Один из лучших моих учеников, – сказал с гордостью Матвеев, указывая на Хасбулата.
Коненков, внимательно оглядев молодого человека, вдруг предложил ему вылепить бюст писателя Льва Толстого.
– Посмотрим, как у вас получится. Два месяца достаточно?
– Да, – коротко ответил Аскар-Сарыджа.
Позднее он признавался, что не понял, для чего его попросили выполнить эту работу. Через два месяца Коненков, увидев скульптуру, не мог скрыть своего восторга:
– У вас Лев Николаевич получился лучше, чем у меня!
Слегка растерявшись от столь высокой оценки, Хасбулат тихо сказал:
– Кажется, Сергей Тимофеевич, вы мне льстите.
– Нет, – покачал головой мастер. – Если не верите, спросите у учителя.
Александр Матвеев живо кивнул:
– Согласен! У моего ученика Лев Николаевич более совершенен.

Памятник революционному деятелю Сухэ-Батору в Монголии
***
После окончания училища в 1927 году Хасбулат как один из одаренных молодых скульпторов был командирован на стажировку в Италию.
Матвеев записывает у себя в дневнике: «Хасбулату все завидуют. Он лучший. Его одного отправляют в Италию. Сможет побывать в разных городах и увидеть всю красоту этой изумительной страны. Там самая лучшая
архитектура».
В Италии, во Флоренции, Аскар-Сарыджа знакомится с будущим выдающимся художником и скульптором Марино Марини. Их знакомство состоялось в Академии
изящных искусств. Общались на английском языке. Потом Марино пытался научить Хасбулата итальянскому языку, а дагестанец его – русскому.
В 50-х годах Марино приедет в Москву по приглашению коллеги, чтобы увидеть его выставку в Третьяковской галерее. На этой выставке итальянец признается, что все работы дагестанского скульптора уникальные и самобытные:
«Я вижу работы мастера, которые удивляют уникальным мастерством форм. Буду добиваться такого же совершенства и в своих работах».
Также во Флоренции Аскар-Сарыджа некоторое время работал в мастерской болгарского скульптора Н. Николаева.
– Мы учились друг у друга, – искренне признавался Николаев.
***
В 1928 году Хасбулат вернулся в СССР. Он принимает самое деятельное участие в создании монументальных произведений в Дагестане. Среди его скульптурных работ можно выделить «Последний защитник Гуниба», бронзовый бюст Омарла Батырая, памятники Сулейману Стальскому, Гамзату Цадасе, предводителю восстания 1916 года Амангельды Иманову в Алма-Ате (Казахстан).
Все дагестанцы знают о памятнике революционеру Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале. Очень высоко была оценена его коллегами скульптурная работа «Имам Шамиль» – этот шедевр хранится ныне в Третьяковской галерее.
Чтобы увидеть данную работу, в конце 60-х годов в Москву приезжал известный испанский художник и скульптор Пабло Пикассо. Увидев Хасбулата, который стоял около скульптуры, испанец не без восхищения сказал: «Какая великая работа и какой скромный человек. Я с удовольствием жму вам руку».
***
Когда руководители Монголии решили установить конную статую своему народному герою Сухэ-Батору, они отвергли все эскизы местных живописцев и обратились за помощью к советским художникам. Из более 200 произведений лучшей была признана работа Аскара-Сарыджи.
Монголы потом с улыбкой говорили: «Если бы не советский скульптор, наверное, не было бы у нас памятника Сухэ-Батору».
За эту работу дагестанский скульптор был награжден орденом «Знак Почета». А еще он являлся народным художником Дагестанской АССР и заслуженным деятелем искусств Казахской ССР.
Умер великий дагестанец в Москве в 1982 г. Урна с его прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище.
(Подготовлено по материалам
из открытых источников).