Купить PDF-версию
13:38 | 09 октября, Чт
X
07:48 09.10.2025

Уникальное наследие Аскара-Сарыджи

Он является создателем памятников Сулейману Стальскому, Гамзату Цадасе, Махачу Дахадаеву, монгольскому революционному деятелю Сухэ-Батору... Известный московский скульптор Сергей Коненков высоко ценил его: «Аскар-Сарыджа невероятно талантлив, работает в уникальном стиле, который повлиял на современников».

Хасбулат Аскар-Сарыджа (на снимке) по праву считается основателем скульптурного искусства Дагестана. Он родился в октябре 1900 года в селении Ахты. Мальчик рос в многодетной семье. Его отец всячески способствовал развитию творческих способностей у детей.

Прежде чем стать художником и скульптором Хасбулат обучался в Армавирской музыкальной школе, потом в Московской консерватории по классу фортепиано. Занимался аранжировками народных мелодий и выступал с концертами. Все близкие думали, что юноша станет музыкантом.

И вдруг в 1919 г. Аскар-Сарыджа и его друг будущий художник Муэтдин Джемал едут в Темир-Хан-Шуру и поступают на рисовальные курсы, организованные Евгением Лансере. По воспоминаниям Джемала, им понравилось заниматься под началом известного русского живописца.

Хасбулат тогда сказал:

– Музыка – это, конечно, великолепно, но я уверен, что быть художником и скульптором и есть мое настоящее предназначение.

Памятник Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале / culture.ru

***

С началом военных действий (Гражданская война) курсы в Темир-Хан-Шуре были закрыты. И тогда Аскар-Сарыджа уезжает в Тифлис, чтобы познакомиться с известным грузинским скульптором Яковом Николадзе. Дело в том, что Николадзе был в свое время учеником великого французского скульптора Огюста Родена. Встреча состоялась не сразу. Лишь в 1922 году им удалось увидеться и пообщаться. Николадзе тепло принял у себя дома начинающего дагестанского художника. Это знакомство стало своего рода отправной точкой в окончательном выборе профессии для Аскара-Сарыджи. По совету маэстро он в 1923 г. едет в Ленинград и поступает в Художественный институт на скульптурный факультет (ВХУТЕИН). Его педагогом был крупнейший мастер скульптуры ХХ века Александр Матвеев.

В город на Неве в то время со своими выставками нередко приезжал «мастер деревянных изделий» Сергей Коненков. Когда он посетил ВХУТЕИН, то был восхищен работами дагестанца.

– Один из лучших моих учеников, – сказал с гордостью Матвеев, указывая на Хасбулата.

Коненков, внимательно оглядев молодого человека, вдруг предложил ему вылепить бюст писателя Льва Толстого.

– Посмотрим, как у вас получится. Два месяца достаточно?

– Да, – коротко ответил Аскар-Сарыджа.

Позднее он признавался, что не понял, для чего его попросили выполнить эту работу. Через два месяца Коненков, увидев скульптуру, не мог скрыть своего восторга:

– У вас Лев Николаевич получился лучше, чем у меня!

Слегка растерявшись от столь высокой оценки, Хасбулат тихо сказал:

– Кажется, Сергей Тимофеевич, вы мне льстите.

– Нет, – покачал головой мастер. – Если не верите, спросите у учителя.

Александр Матвеев живо кивнул:

– Согласен! У моего ученика Лев Николаевич более совершенен.

Памятник революционному деятелю Сухэ-Батору в Монголии

***

После окончания училища в 1927 году Хасбулат как один из одаренных молодых скульпторов был командирован на стажировку в Италию.

Матвеев записывает у себя в дневнике: «Хасбулату все завидуют. Он лучший. Его одного отправляют в Италию. Сможет побывать в разных городах и увидеть всю красоту этой изумительной страны. Там самая лучшая
архитектура».

В Италии, во Флоренции, Аскар-Сарыджа знакомится с будущим выдающимся художником и скульптором Марино Марини. Их знакомство состоялось в Академии
изящных искусств. Общались на английском языке. Потом Марино пытался научить Хасбулата итальянскому языку, а дагестанец его – русскому.

В 50-х годах Марино приедет в Москву по приглашению коллеги, чтобы увидеть его выставку в Третьяковской галерее. На этой выставке итальянец признается, что все работы дагестанского скульптора уникальные и самобытные:

«Я вижу работы мастера, которые удивляют уникальным мастерством форм. Буду добиваться такого же совершенства и в своих работах».

Также во Флоренции Аскар-Сарыджа некоторое время работал в мастерской болгарского скульптора Н. Николаева.

– Мы учились друг у друга, – искренне признавался Николаев.

***

В 1928 году Хасбулат вернулся в СССР. Он принимает самое деятельное участие в создании монументальных произведений в Дагестане. Среди его скульптурных работ можно выделить «Последний защитник Гуниба», бронзовый бюст Омарла Батырая, памятники Сулейману Стальскому, Гамзату Цадасе, предводителю восстания 1916 года Амангельды Иманову в Алма-Ате (Казахстан).

Все дагестанцы знают о памятнике революционеру Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале. Очень высоко была оценена его коллегами скульптурная работа «Имам Шамиль» – этот шедевр хранится ныне в Третьяковской галерее.

Чтобы увидеть данную работу, в конце 60-х годов в Москву приезжал известный испанский художник и скульптор Пабло Пикассо. Увидев Хасбулата, который стоял около скульптуры, испанец не без восхищения сказал: «Какая великая работа и какой скромный человек. Я с удовольствием жму вам руку».

***

Когда руководители Монголии решили установить конную статую своему народному герою Сухэ-Батору, они отвергли все эскизы местных живописцев и обратились за помощью к советским художникам. Из более 200 произведений лучшей была признана работа Аскара-Сарыджи.

Монголы потом с улыбкой говорили: «Если бы не советский скульптор, наверное, не было бы у нас памятника Сухэ-Батору».

За эту работу дагестанский скульптор был награжден орденом «Знак Почета». А еще он являлся народным художником Дагестанской АССР и заслуженным деятелем искусств Казахской ССР.

Умер великий дагестанец в Москве в 1982 г. Урна с его прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище.

(Подготовлено по материалам
из открытых источников).

Похожие

Художник города

160
Недавно в городе произошло событие, на первый взгляд не громкое, но очень важное для...

Бронза требует…

276
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Одушевлённые сердцем

205
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Увидеть мир другим

33
На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой –...

Увидеть мир сердцем

61
Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв»....

Почерк художника в каждой работе

251
Человек, проявляя в учении упорство и...

Нелинейное время перемен

199
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, это всегда...

Секрет творчества – искать добро

136
К 70 годам каждому, и особенно человеку творческому,...

Скульптура – продолжение меня

88
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и...

Статьи из «Культура»

Освещая путь другим

1
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...

Выставочное трио

6
В этом году главный хранитель уникального духовного и материального наследия республики...

Актер должен быть «всеядным»

4
«Он актер от бога» – так отзываются о нем коллеги. И зрители ему верят: какую бы роль он ни...

Зачем украли жениха?

14
В начале 1985 года Госкино СССР поручило кинокомпании «Азербайджанфильм» снять интересную...

Книги. Мои друзья и учителя

31
В 12-й раз Махачкала собирает книжников со всей страны. Очередная ярмарка «Тарки-Тау», ставшая...

Джаз и марши. Завершился фестиваль «Дагестанские фанфары»

17
В этом году в Махачкалу рано зашла осень – с дождями, прохладным ветерком и редким солнышком. Но...

Игрушки с характером

26
Были времена, когда прилавки магазинов не ломились от готовых игрушек и такого...

Ажурная филигрань

7
Изысканные, утонченные изделия златокузнеца в четвертом поколении Магомедгаджи...

Высокое искусство и новые рекорды

16
Площадка перед Аварским театром превратилась на днях в...

Весь сюжет был построен на загадке

6
«Искусство стало моей жизнью», – говорит заслуженный...

Культурный обмен продолжится

6
С 2014 года Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры...

Традиции и современность

8
Событие поистине федерального масштаба прошло в Махачкале: на четыре дня наша столица...