Уроки Расула и Патимат Гамзатовых
Композитор, педагог, заслуженный артист РФ, народный артист РД Магомедтагир Курачев музыку начал сочинять ещё в молодые годы. Не утратил интереса к ней и во время службы в Советской Армии.
– После демобилизации свое творчество я представил в аварской музыкальной редакции Дагестанского радиовещания, – рассказывает он. – Главный редактор Абидат (к сожалению, уже не помню её фамилию) внимательно послушала и сказала: «Музыка очень интересная, не традиционная для аварской классики». Дала мне сборник стихов Расула Гамзатова, чтобы я подобрал стихотворение для своей музыки. Мне понравилась «Запоздалая ласточка». Это была первая моя песня на стихи знаменитого поэта.
В годы студенчества (Курачев учился в Дагестанском педагогическом университете. – Авт.) я написал музыку на стихотворение «Из блокнота». А когда положил музыку на произведение «О матери» из этого же сборника и исполнил песню, Расул Гамзатов захотел встретиться со мной. Для меня это было честью, и на следующий день я пошел в Союз писателей Дагестана. Было это в 1973 году, то есть ровно 50 лет назад.
До сих пор в деталях помню свою первую встречу с великим Расулом. Мы разговаривали более двух часов, пили чай. Он читал свои стихи. После этого началась наша долгая человеческая и творческая дружба с ним. Мы часто встречались, обсуждали самые разные вопросы.
Ежегодными были грандиозные вечера поэзии Расула Гамзатовича в Дагестанском государственном педагогическом институте. Я тоже был приглашен на один из таких вечеров, чтобы исполнить свои песни. Присутствовавшие были уже утомлены, думал, что никто меня не слушает.
И вдруг он говорит: «Тагир! Спой ещё одну песню!»
Я стал исполнять свою старую песню «Чохский вальс» на его стихи. Когда закончил, Гамзатов говорит мне: «Ты почему вторую строку третьего куплета поёшь неправильно?». Я был в шоке. Это стало для меня уроком на всю жизнь!
Были и другие памятные эпизоды. Поэт часто приглашал меня к себе домой.
На очередном празднике Патимат попросила Расула «показать свои номера». Я подумал, что она шутит. Но тот кивнул головой и пошел в свой кабинет. Через некоторое время прозвучала маршевая музыка, и он выходит в спортивной форме, подражая дагестанским борцам, победной поступью шагающих по спортивной арене. Получилось оригинально и с юмором!
Спортсменов, особенно борцов, Расул очень любил.
А далее стал копировать замечательного аварского певца Сагит-Салима Джамалудинова.
В другой раз Расул на таком же празднике спросил меня: «Къурачев! Что написал нового?». Как правило, ко мне поэт обращался по фамилии. Я сказал, что написал музыку на стихотворение «Патимат» и исполнил песню. После этого наступила тишина. Подумал, что песня не состоялась. Расул говорит: «Патимат! Видишь, как я тебя люблю! Какое стихотворение тебе посвятил!».
Она ответила: «Да, песня получилась хорошей, но я должна сказать, что композитор Оскар Фельцман неоднократно просил у меня разрешение сочинить музыку на стихотворение «Патимат». Я не разрешала, а вот Тагир Курачев, ни у кого ничего не спросив, написал песню…».
Тогда я понял, что совершил большую ошибку. И это тоже стало для меня жизненным уроком.
Да, воспоминаний, связанных с семьей Гамзатовых, у меня немало. Я видел Расула в разных ситуациях, и он всегда был естественным, открытым, простым. Таким же, как и наши предки.