X
08:11 25.11.2008

Утраченный рай

«Семья» - так называется спектакль по мотивам произведения осетинского драматурга Георгия Хучаева, показанный в Махачкале в рамках фестиваля театров Дагестана Ногайским государственным драматическим театром.

В истории ногайского народа профессиональный театр был создан семь лет назад, возглавляет его выпускник Московского театрального училища им. Щукина Байсолтан Джумакаев.

В основу работы театра положена знаменитая система Станиславского.

Актерская труппа состоит из 19 человек, это выпускники актерского отделения Дагестанского государственного университета и актеры, игравшие в ногайском народном театре.  Театр много и успешно гастролирует.

— Режиссер обратился к произведению осетинского драматурга не случайно, в нем, —  говорит Б. Джумакаев, — обозначены темы, которые сегодня волнуют ногайский народ. Отток молодежи со своей малой родины, в районе уже есть села, где живут одни старики и дети.  Во-вторых, разобщенность поколений, чувство отчужденности между людьми,  исчезновение традиционных навыков ведения хозяйства. Сюжет спектакля и основан на этих темах.

Два старика, живущие по соседству, остаются одни, без детей, уехавших в город, где тоже все складывается не так, как хотелось бы. Дочка Дельмамбета, обманутая возлюбленным, остается с ребенком на руках,  тот же, в свою очередь, женится на богатой невесте. Старик Денибек не рад опрометчивому поступку сына, но сделать ничего не может. Абдул-газы и сам впоследствии осудит свои действия, скажет про себя, что «позарился на чужое богатство», но менять ничего не станет. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись молодые в городе, на свою малую родину они возвращаться не собираются, приезжают лишь погостить с детьми, которые, в свою очередь, очень любят землю своих предков и не хотят возвращаться в город.

Действие спектакля «Семья» разворачивается в бедном доме на фоне богатого особняка, и этим постановка Ногайского театра тоже подчеркивает актуальную социальную проблему – бедные и  богатые.  

Спектакль заканчивается, когда старики Дельмамбет и Денибек сидят у очага, объединяющего их дома, хранить который они будут до конца своих дней. Их судьба для зрителя понятна, в отличие от судеб  детей, пребывающих в неопределенности.

Зритель с восторгом встретил спектакль, профессиональную игру актеров.

– Где бы  я еще увидела выступление Ногайского театра? — заметила одна из зрительниц Э. Исакова. – Меня поразила игра актеров,  очень искренняя, казалось, что они  и есть те самые герои. А декорации! Яркие, достоверные, красочные, словно из жизни! 

Московский критик Геннадий Бирюков в ходе обсуждения спектакля подчеркнул актуальность поднятой темы:

— Думаю, что подобное может произойти в любом другом дагестанском селе. В нынешнее непростое время, время серьезных утрат, ломки сознания, спектакль создает радостную картину. Эти уютные старики, к которым приезжают обычные дети решать обычные дела, вызывают ностальгию об утраченном рае. Говорят, что когда в Америке был кризис, то во многом голливудские фильмы об утраченном американском рае и помогли справиться обществу с трудным временем.

Другой московский критик, Ольга Дубинская, поздравила актеров с успешной работой и рекомендовала совершенствовать театральный язык, решать проблему с жанровым непостоянством, все это, по ее мнению, поможет театру развиваться.

Обращаясь к актерской труппе, дагестанский театровед Гулизар Султанова сказала, что тема спектакля близка зрителю и затрагивает многие проблемы, существующие в нашем обществе. Заира Ахаева, коллега Г. Султановой, назвала тему спектакля вечной:

– На сцене была создана такая атмосфера, что я почувствовала ностальгию по основательности, исконно народному быту.

Она также отметила игру молодых актеров. Поддержав выбор Ногайского театра темы спектакля, председатель Союза театральных деятелей Дагестана Айгум Айгумов сказал: «Дагестанский народ стремится к тому, чтобы сохранить свои нравы и обычаи, и постановка спектакля в этом смысле актуальна».    

Статьи из «Культура»

Природа вещей и красок

8
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

16
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

11
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

20
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

8
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

12
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

66
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

92
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

41
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

20
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

16
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...