X
09:06 20.09.2024

Увидеть мир другим

На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой – да еще в 23 года, она задумывается. «Трудно сказать, но желание «творить человека», наверное, возникло потому, что скульптура – вид искусства, где человек не просто образ, а очеловеченная пластическая форма, приближенная к натуре. И оживить ее, сделать так, чтобы это были почти настоящие люди, энергетику которых чувствуешь, осязаешь, – то главное, что должен уметь делать художник», – говорит Тамила Умаханова (на снимке).

Замурованные души

Она с юношеским максимализмом рассуждает о том, что ей повезло с педагогами, наставниками, посвящающими ее в тонкости сложного жанра. И это не только техника, анатомические знания, но и то, что ты передаешь настроение времени, в котором живешь.

– Творчество изначально привлекло меня возможностью выразить себя. И мама, психолог по образованию, увлекавшаяся витражами, у которой на столе всегда были тюбики с красками, повлияла на мое желание поступить в художественную школу. А потом – художественное училище, отделение дизайна среды, где совершенно удивительный педагог, искусствовед З. Гейбатова, читавшая курс «История искусства», погрузила в мир, в котором творили гении античного классического искусства. Замурованные души излучали характерные для человека эмоции, создавая иллюзию самой жизни. И это настолько завораживающее действо, что невольно становишься заложником зеркального мира, вырваться из которого просто невозможно, – делится молодой мастер.

Уже тогда она решила, что это то, что ей не просто интересно, но дает возможность создавать другую человеческую общность, проецирующую планету нового тысячелетия.

– Мысли эти не давали мне покоя, я понимала, что должна ощутить свою причастность к современному искусству. Портретные статуи, бюсты древних мраморных образов заставляли меня присматриваться к уникальной технике ваяния, вдохновляли на создание чего-то нового, особенного, – замечает Тамила. – И сейчас я на том этапе, когда, систематизируя мысли, восприятие мира, отражаю это в своих работах.

У воспитанницы худграфа скопилось немало учебных экспонатов, в которых уже просматривается характер будущего скульптора с той здоровой амбициозностью, с которой она берется не только за малые, но и крупные формы. И педагоги приветствуют такую свободу выражения мысли, понимая, что так вырабатывается стиль, манера будущего мастера.

Тамила рассказывает, что каждая новая скульптура начинается с создания каркаса. И это, по ее мнению, та маленькая, но основная часть будущего образа, «чего-то очень большого и мощного». Она приводит в пример слова Ван Гога: «Твоя профессия – это не то, что приносит тебе вознаграждение. Это то, ради чего ты послан на землю. Это то, что ты делаешь со страстью и энергией, что делает тебя одухотворенным». И это то, что должно лежать в основе любой творческой профессии, добавляет Тамила.

Зачем ты на земле

Ее педагоги настаивают на том, что только мыслящая личность может стать проводником искусства, донося его до зрителя, возвышая, а не обезличивая человеческую душу, не превращая ее в «цифру». Говоря об этом, Тамила по-взрослому рассуждает:

– Энергетика души и сердца должна ощущаться в каждой твоей работе, придавая ей тот самый художественный кураж, что необходимо в себе пестовать. Ведь для будущего скульптора важно вместе с академическими знаниями создавать свой собственный современный модерн. Стилистика современного искусства самая разнообразная, но важно разобраться в многообразии течений, чтобы выбрать для себя то, что созвучно образу современника в твоем понимании.

«Скульптура – это искусство ума», – вспоминает студентка худграфа великого Пабло Пикассо. И замечает, что во всем, что ты творишь, должна быть мысль изречённая, та самая, развивающая пространственное мышление, то, на что нацелена рука и твое внутреннее сознание.

Блокнот Тамилы испещрен не набросками, а уже готовыми эскизами. Эта часть учебной работы дает восприятию возможность обращать внимание на игру светотени, создавая дополнительное эстетическое воздействие. Тамила охотно рассуждает о том, к чему должна стремиться, что впереди так много того, что позволит ей стать настоящим профессионалом. И считает, что помимо тяги к сложному виду художественного творчества необходимо обладать художественными способностями, умением представлять себе образ предмета, самого процесса, который скульптор собирается воспроизвести. И здесь не обойтись без симметрии и развитого эстетического вкуса, точности передачи объемного изображения.

– Переход от ремесла к искусству не такой уж и простой, – замечает она. – Ведь художественное мировоззрение не дается разом, а требует кропотливой работы.

Тамила обращает внимание на то, что в современной скульптуре используются современные материалы, такие как скульптурный гипс, огнеупорная шамотная глина, стеклопластик, акрил. И в этом она тоже видит развитие модернизированного искусства, каждый элемент в этом случае превращается в новый, что в совокупности дает представление о мыслях художника, его профессиональной предназначенности.

Как Эрнст Неизвестный

Вместе с тем ей очень хочется уйти от сложившихся традиционных стандартов. Но она не считает, что здесь нужно ориентироваться на западное искусство, китч, приветствующий обезличенное искусство всевозможных конфигураций, лишенных какого-либо смысла. Но есть то новаторское искусство, что привнес в западный мир Эрнст Неизвестный, создавший ту самую человеческую уникальность, требующую не только максимальной отдачи, но умения создавать абсолютную приближенность к человеческой натуре.

Для будущего скульптора это одно из важнейших качеств индивидуальности автора. Ее работы «Без названия», «Нутро» – это скорее отображение беспокойного мира, чем желание обозначить авторство. Она не ставит цели навязать свое видение мира, а приглашает зрителя увидеть в нем что-то свое. А едва заметные графические линии ее набросков при внимательном рассмотрении выливаются в образы той же горянки с ягненком за спиной – словно олицетворение горского уклада, слияния природы и человека, того самого, из чего состоит простая жизнь.

Важно, что ее работы в динамике привлекают обаятельной неопытностью, предвестницей будущего мастера. Не стоит забывать, что автору 23 и у нее все еще впереди. Важно и то, что будущий скульптор старается уйти от статичности образа, оживляя скульптуру живыми линиями, «живыми» руками, просвечивающими сквозь одежду мускулами. А лица ее персонажей размышляющие, с дугами бровей, линией губ, которые вот-вот заговорят.

Заметно ее участие в городских, всероссийских выставках, в выставках пленэрных работ дагестанских художников, молодых художников Дагестана. Участвуя во Всероссийском конкурсе учебно-творческих работ студентов «Искусство реальности», прошедшем в Нижнем Тагиле, два года подряд она получала диплом первой степени в номинации «Скульптура», а в 2024 году – в разделе «Уникальная графика».

Друзья называют Тамилу трудоголиком. В ответ она только улыбается: «Хочу увидеть мир другим». И говорит, что во всем ее поддерживает семья, ее два брата. Старший, Умахан, учится в Пограничном институте, младший, Даниял, студент ДГТУ, айтишник. Все они очень скучают по отцу, ушедшему добровольцем на СВО.

Похожие

Бронза требует…

257
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Одушевлённые сердцем

192
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Увидеть мир сердцем

54
Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв»....

Почерк художника в каждой работе

234
Человек, проявляя в учении упорство и...

Нелинейное время перемен

192
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, это всегда...

Секрет творчества – искать добро

103
К 70 годам каждому, и особенно человеку творческому,...

Скульптура – продолжение меня

79
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и...

Классика и модернизм

67
Имя Али-Гаджи Сайгидова (на снимке) широко известно в нашей республике и за её пределами. Он...

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

128
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

7
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

13
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

148
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Герои среди нас

18 часов назад