X
09:06 20.09.2024

Увидеть мир другим

На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой – да еще в 23 года, она задумывается. «Трудно сказать, но желание «творить человека», наверное, возникло потому, что скульптура – вид искусства, где человек не просто образ, а очеловеченная пластическая форма, приближенная к натуре. И оживить ее, сделать так, чтобы это были почти настоящие люди, энергетику которых чувствуешь, осязаешь, – то главное, что должен уметь делать художник», – говорит Тамила Умаханова (на снимке).

Замурованные души

Она с юношеским максимализмом рассуждает о том, что ей повезло с педагогами, наставниками, посвящающими ее в тонкости сложного жанра. И это не только техника, анатомические знания, но и то, что ты передаешь настроение времени, в котором живешь.

– Творчество изначально привлекло меня возможностью выразить себя. И мама, психолог по образованию, увлекавшаяся витражами, у которой на столе всегда были тюбики с красками, повлияла на мое желание поступить в художественную школу. А потом – художественное училище, отделение дизайна среды, где совершенно удивительный педагог, искусствовед З. Гейбатова, читавшая курс «История искусства», погрузила в мир, в котором творили гении античного классического искусства. Замурованные души излучали характерные для человека эмоции, создавая иллюзию самой жизни. И это настолько завораживающее действо, что невольно становишься заложником зеркального мира, вырваться из которого просто невозможно, – делится молодой мастер.

Уже тогда она решила, что это то, что ей не просто интересно, но дает возможность создавать другую человеческую общность, проецирующую планету нового тысячелетия.

– Мысли эти не давали мне покоя, я понимала, что должна ощутить свою причастность к современному искусству. Портретные статуи, бюсты древних мраморных образов заставляли меня присматриваться к уникальной технике ваяния, вдохновляли на создание чего-то нового, особенного, – замечает Тамила. – И сейчас я на том этапе, когда, систематизируя мысли, восприятие мира, отражаю это в своих работах.

У воспитанницы худграфа скопилось немало учебных экспонатов, в которых уже просматривается характер будущего скульптора с той здоровой амбициозностью, с которой она берется не только за малые, но и крупные формы. И педагоги приветствуют такую свободу выражения мысли, понимая, что так вырабатывается стиль, манера будущего мастера.

Тамила рассказывает, что каждая новая скульптура начинается с создания каркаса. И это, по ее мнению, та маленькая, но основная часть будущего образа, «чего-то очень большого и мощного». Она приводит в пример слова Ван Гога: «Твоя профессия – это не то, что приносит тебе вознаграждение. Это то, ради чего ты послан на землю. Это то, что ты делаешь со страстью и энергией, что делает тебя одухотворенным». И это то, что должно лежать в основе любой творческой профессии, добавляет Тамила.

Зачем ты на земле

Ее педагоги настаивают на том, что только мыслящая личность может стать проводником искусства, донося его до зрителя, возвышая, а не обезличивая человеческую душу, не превращая ее в «цифру». Говоря об этом, Тамила по-взрослому рассуждает:

– Энергетика души и сердца должна ощущаться в каждой твоей работе, придавая ей тот самый художественный кураж, что необходимо в себе пестовать. Ведь для будущего скульптора важно вместе с академическими знаниями создавать свой собственный современный модерн. Стилистика современного искусства самая разнообразная, но важно разобраться в многообразии течений, чтобы выбрать для себя то, что созвучно образу современника в твоем понимании.

«Скульптура – это искусство ума», – вспоминает студентка худграфа великого Пабло Пикассо. И замечает, что во всем, что ты творишь, должна быть мысль изречённая, та самая, развивающая пространственное мышление, то, на что нацелена рука и твое внутреннее сознание.

Блокнот Тамилы испещрен не набросками, а уже готовыми эскизами. Эта часть учебной работы дает восприятию возможность обращать внимание на игру светотени, создавая дополнительное эстетическое воздействие. Тамила охотно рассуждает о том, к чему должна стремиться, что впереди так много того, что позволит ей стать настоящим профессионалом. И считает, что помимо тяги к сложному виду художественного творчества необходимо обладать художественными способностями, умением представлять себе образ предмета, самого процесса, который скульптор собирается воспроизвести. И здесь не обойтись без симметрии и развитого эстетического вкуса, точности передачи объемного изображения.

– Переход от ремесла к искусству не такой уж и простой, – замечает она. – Ведь художественное мировоззрение не дается разом, а требует кропотливой работы.

Тамила обращает внимание на то, что в современной скульптуре используются современные материалы, такие как скульптурный гипс, огнеупорная шамотная глина, стеклопластик, акрил. И в этом она тоже видит развитие модернизированного искусства, каждый элемент в этом случае превращается в новый, что в совокупности дает представление о мыслях художника, его профессиональной предназначенности.

Как Эрнст Неизвестный

Вместе с тем ей очень хочется уйти от сложившихся традиционных стандартов. Но она не считает, что здесь нужно ориентироваться на западное искусство, китч, приветствующий обезличенное искусство всевозможных конфигураций, лишенных какого-либо смысла. Но есть то новаторское искусство, что привнес в западный мир Эрнст Неизвестный, создавший ту самую человеческую уникальность, требующую не только максимальной отдачи, но умения создавать абсолютную приближенность к человеческой натуре.

Для будущего скульптора это одно из важнейших качеств индивидуальности автора. Ее работы «Без названия», «Нутро» – это скорее отображение беспокойного мира, чем желание обозначить авторство. Она не ставит цели навязать свое видение мира, а приглашает зрителя увидеть в нем что-то свое. А едва заметные графические линии ее набросков при внимательном рассмотрении выливаются в образы той же горянки с ягненком за спиной – словно олицетворение горского уклада, слияния природы и человека, того самого, из чего состоит простая жизнь.

Важно, что ее работы в динамике привлекают обаятельной неопытностью, предвестницей будущего мастера. Не стоит забывать, что автору 23 и у нее все еще впереди. Важно и то, что будущий скульптор старается уйти от статичности образа, оживляя скульптуру живыми линиями, «живыми» руками, просвечивающими сквозь одежду мускулами. А лица ее персонажей размышляющие, с дугами бровей, линией губ, которые вот-вот заговорят.

Заметно ее участие в городских, всероссийских выставках, в выставках пленэрных работ дагестанских художников, молодых художников Дагестана. Участвуя во Всероссийском конкурсе учебно-творческих работ студентов «Искусство реальности», прошедшем в Нижнем Тагиле, два года подряд она получала диплом первой степени в номинации «Скульптура», а в 2024 году – в разделе «Уникальная графика».

Друзья называют Тамилу трудоголиком. В ответ она только улыбается: «Хочу увидеть мир другим». И говорит, что во всем ее поддерживает семья, ее два брата. Старший, Умахан, учится в Пограничном институте, младший, Даниял, студент ДГТУ, айтишник. Все они очень скучают по отцу, ушедшему добровольцем на СВО.

Похожие

Бронза требует…

252
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Одушевлённые сердцем

190
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Увидеть мир сердцем

54
Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв»....

Почерк художника в каждой работе

231
Человек, проявляя в учении упорство и...

Нелинейное время перемен

192
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, это всегда...

Секрет творчества – искать добро

102
К 70 годам каждому, и особенно человеку творческому,...

Скульптура – продолжение меня

76
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и...

Классика и модернизм

67
Имя Али-Гаджи Сайгидова (на снимке) широко известно в нашей республике и за её пределами. Он...

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

189
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

5
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

62
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

217
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

25
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...