X
00:52 01.12.2016

В 55 – на пути к инновациям

13

Кизлярскому краеведческому музею имени П. Багратиона (филиал Дагестанского государственного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи) исполнилось 55 лет. Это самый крупный музей из 38 филиалов музейного объединения Северо-Кавказского федерального округа. Его фонды насчитывают около 17 тысяч экспонатов. Музей носит имя местного уроженца, героя Отечественной войны 1812 г. генерала Петра Ивановича Багратиона.

Первая информация о создании музея в Кизляре была опубликована в газете «Известия Кизлярского Совдепа» от 21 ноября 1918 года. Автор публикации предлагал создать библиотеку-музей, где «должно быть собрано по возможности все, освещающее течение Гражданской войны в данной местности: снаряды и части, которыми контрреволюционеры довольно сытно «кормили» Кизляр, разного рода фотографические снимки разрушенных зданий, военные приспособления, вся литература, имеющая отношение к войне, печатные и рукописные документы, описание событий, записанные рассказы очевидцев, различный статистический материал и прочее».

Но только в ноябре 1961 года был открыт народный музей им. П.И. Баг­ратиона, хотя работа по сбору материала и изучению истории города началась на десятки лет раньше. Велась она энтузиастами – людьми, прошедшими три войны: Первую мировую, Гражданскую, Великую Оте­чественную, теми, кто помнил героическую оборону Кизляра в 1918 г., за что приказом Реввоенсовета Каспийско-Кавказского фронта Кизляру было присвоено звание города-Героя.

Разумеется, главной задачей экспозиции музея было отразить прежде всего военно-патриотическую тему, подвиги Петра Багратиона, героев революции и войн. У истоков создания музея стояли ветераны Великой Отечественной войны А.Д. Давидов, Л.Г. Цирульников, Д.С. Васильев, В. И. Артюхов и др. Первым директором музея стал участник революционных событий в Кизляре Нестор Ананьев.

Первоосновой создания музея стал сбор исторического материала коллективами школ и краеведческим обществом, основанным в 1926 году. К этой работе подключились сотни людей. История основания города Кизляра была совершенно не изучена, сведения об этом собирались по крупицам во многих архивах страны. Тысячи экспонатов были собраны людьми, далекими от музейной науки, на всех этапах работы музейным сотрудникам катастрофически не хватало опыта. Фонды нуждались в составлении описи коллекций, ведении учета и контроля. Поэтому сегодня уже невозможно определить, кто изображен на многих старинных фотографиях.

В конце 70-х годов Кизлярскому музею решением городской власти было отдан самый красивый старинный особняк – здание бывшей управы. Тогда же его перевели в состав Дагестанского государственного объединенного музея им. А. Тахо–Годи, что стало для Кизлярского краеведческого музея важным событием.

В дни празднования 170-летия Бородинского сражения в 1982 году состоялось новое рождение музея – в 14 экспозиционных залах открылась обширная историческая экспозиция на площади более 700 квадратных метров, где была представлена история края от древнейших времен до наших дней. Из фондов ДГОМ были выделены ценные экспонаты, ставшие основой всей экспозиции. В музее началась серьезная научная, фондовая и методическая работа по всем направлениям. Сегодня по материалам, накопленным Кизлярским музеем, можно писать научные диссертации и издавать книги.

Период 90-х годов прошлого столетия для музея прошел так же сложно, как и для других учреждений культуры страны. Недостаток финансирования серьезно сказался на состоянии старинного здания и экспозиции. К счастью, в 2000 годах его положение улучшилось, и сегодня Кизлярский музей – одно из ведущих учреждений культуры Дагестана.

В последнее десятилетие музейный мир пережил непростой период критического переосмысления места и роли музея в современном обществе. Для маленьких городов этот процесс не менее актуален, поскольку именно для них музеи становятся инструментом развития культурной среды. Сегодня музей – это не пыльные витрины в окружении спящих бабушек-смотрительниц. Музеи постепенно превращаются в многофункциональные площадки для реализации творческой инициативы не только его сотрудников, но и посетителей. Современные музеи – это мультимедийные центры и арт-клубы, объединяющие любителей самых разных форм искусства.

Все это актуально и для краеведческого музея Кизляра, ведущего многоплановую деятельность. Здесь проходят художественные выставки, мероприятия, посвященные государственным, светским и религиозным праздникам, тематические встречи со школьниками, студентами и ветеранами войны и труда, Ночи музеев и Ночи искусств, Багратионовские чтения.

На сегодняшний день в музее Кизляра представлены экспозиция русского быта XIX-XX вв., картинный зал и залы, посвященные Багратиону, природе, Бакинско-Прикаспийской епархии, терским казакам, памяти погибших. Фонды музея содержат старинную мебель, украшения, предметы быта и культуры народов республики, декоративно-прикладного искусства, археологические находки, книги, фотографии, документальные материалы и другие экспонаты.

Статьи из «Культура»

Какого цвета Дагестан?

7
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

1
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

13
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

16
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

10
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

10
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

18
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

12
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

12
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...