В Дагестане праздник весны
Новруз-байрам – обрядовый праздник, который широко отмечают во всех районах республики. Но каждый раз он приходит в разное время, так как зависит от погодных условий. В этом году праздник будет шествовать по Дагестану с 20 до 31 марта. У разных народов республики он называется по-разному: в Ботлихском, Чародинском районах – Оц бай (в переводе с аварского означает первая запашка, начало полевых работ). Этот праздник объединяет людей, прививает любовь к земле, труду, способствует укреплению дружбы между жителями соседних сел.
По традиции его открывают чтением мавлида. Затем уважаемый в селе пахарь проводит первую в этом году борозду на свежей после схода снега пашне. Сельская детвора обливает пахаря водой, забрасывает комьями земли. С этими магическими действиями связаны радость прихода весны и надежда на хороший урожай. Так отмечают символический конец зимы. Праздник обычно длится весь день. Во всех селах его празднуют с размахом. Считается, что чем больше веселья и угощений, тем удачнее сложится год для земледельцев.
***
До обряда первой запашки в селе Чарода Чародинского района не принято начинать весенние сельхозработы. О проведении праздника объявляют старейшины села. Жителям о радостном дне Оц бай сообщает мангуш – глашатай. После этого сельчане приводят в порядок сельхозинвентарь, варят блюда национальной кухни, приглашают гостей.
В назначенный старейшинами день пахарь надевает шубу изнаночной стороной – шерстью наружу и косматую папаху – символы плодородной земли и богатого урожая. Не меньшую роль отводят быку – наравне с пахарем участнику ритуальных действий. У быков украшают рога цветными лентами, специально испеченным хлебом в виде больших баранок. Быка запрягают в плуг. Первую борозду, как правило, проводит уважаемый сельчанин. В проложенную борозду он бросает первые зерна, произнося добрые пожелания.
Как и в Ботлихе, в Чароде пахаря обливают водой и забрасывают комьями земли. Этот обычай и здесь считается знаком щедрого урожая.
***
В Докузпаринском районе праздник Первой борозды называется Яран сувар – новый год. Почему новый? Потому что он празднуется в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. С этого дня начинается новый отсчет. По значимости и обрядовому богатству у лезгин это самый яркий праздник со своим культом и традициями. По массовости Яран сувар превосходит все другие народные торжества, ведь в нем отголоски множества обычаев.
По древним поверьям, в этот день шла борьба между добром и злом, между днем и ночью, хорошим и плохим, истиной и ложью. Яран сувар связан с земледелием и символизирует обновление природы, возрождение жизни, и от правильно проведенных весенне-полевых работ зависят судьба урожая, благополучие семьи. Поэтому к празднику готовятся с особой ответственностью.
Жители села Мискинджи, откуда начинается праздник в районе, сообща готовятся к торжеству. Мужчины, как правило, работают на полях, в садах обрезают деревья. Сухие ветки собирают для праздничных костров. Женщины наводят порядок в домах и дворах. Уборка, чистка, побелка обязательны к этому дню.
По народному поверью, в доме не должна оставаться ни одна треснувшая тарелка, кружка. Считается, что все старые, поломанные вещи – источник негативной энергии, избавление от них способствует победе добра над злом. Даже самые бедные люди избавляются от старой утвари. Из старой одежды делают шемер-факелы, которые, помимо общего костра, горят у каждого дома.
Обязательный ритуал – перепрыгивание через костер. Огонь костра служит очищению человека от горя, болезней, бед, переживаний. Поэтому у костра в центре села собираются люди всех возрастов, каждый хочет стряхнуть с себя в огонь все плохое.
Яран сувар соберет майданы, где любой сможет отведать национальную еду, приготовленную заботливыми женщинами: традиционную сладкую патоку из пророщенного ячменя, крашеные яйца, кашу из кукурузы, фасоли, блюда из свежей зелени…
Для современного села праздник Первой борозды – это повод собраться вместе. В этот день в село приезжают те, кто живет в большом городе.
Сельчане стараются сохранить праздник в первозданном виде и неукоснительно соблюдают все ритуалы. Одними из самых ожидаемых – спортивные состязания: бег на 100 метров, силовое двоеборье, метание камня, скачки, перетягивание каната… Самые ловкие получают призы. Те, кто не может участвовать в спортивных турнирах, ловят свою удачу в лотерейном розыгрыше, восхищаются канатоходцами, выступлениями ансамблей «Ботлих», популярных певцов Шамсият Патаховой, Патимат Гусейновой, Абулайса Асайханова, Патимат Магомедгаджиевой, Нажмудина Дербишева, Саният Саидовой и других.