X
08:02 12.09.2025

В его искусстве – Восток и Запад

Ему удалось показать горный край с позиции художника, аристократа, джентльмена. В свое время Эдуард Моисеевич Путерброт (на снимке) был участником выставок в Германии, Франции, Венгрии, Польше, Литве. Его работы сегодня мы можем увидеть в Театральном музее имени Бахрушина, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, в корпоративных и частных коллекциях.

Родился он в Махачкале 12 сентября 1940 года. Со второго класса стал посещать школу-студию Дома пионеров. После нескольких лет учебы на физико-математическом факультете ДГУ стал преподавать… в художественном училище имени
М. Джемала. Живопись победила в нём математика.

В первых же работах Эдуарда проявился его творческий индивидуализм, богатая неповторимая самобытность. Он стал первым дагестанским художником-авангардистом.

***

Наш земляк много работал над «переводом» на язык современного искусства символики старинных ритуалов, сакральных изображений, легенд.

В свое время известный в стране искусствовед Виктор Мартынов отметил: «Легенды, предания, мифы и сказки горских народов сплелись в эстетическом сознании Путерброта в тугой клубок импульсивных пристрастий, интуитивных озарений, неожиданных ассоциаций и хрестоматийных реминисценций».

Художник и театр

В 1977 г. он выступил художником-постановщиком фильма «Кубачинская свадьба», а спустя год становится лауреатом республиканской премии им. Гамзата Цадасы за картины «Мастер» и «Сельский концерт», за эскизы декораций к «Медее» Еврипида и «Сундуку бедствий».

***

Я познакомился с ним в 1988 году в Ленинграде. Увидел как-то афишу, где крупным шрифтом было написано, что в фойе драматического театра им. Комиссаржевской состоится выставка картин заслуженного деятеля искусств Дагестана Эдуарда Путерброта, и решил посетить ее. Картин на выставке было немало, а народу, к моему удивлению, еще больше. Был открыт бесплатный буфет – подавали кофе и пирожное.

Помню, один молодой человек спросил у мастера:

– А Дагестан в нашей стране находится?

Мне стало весело. Я хотел немедленно подойти к нему и сказать, что, конечно, Дагестан входит в состав СССР, но художник меня опередил:

– А сами как думаете?

Парень смутился и ничего не ответил. Потом Путерброт спросил у меня:

– А вы знаете?

– Да, – кивнул я, – сам из Махачкалы.

Так и познакомились. Это был выходной день, и я остался на выставке до самого вечера.

В основном картины были посвящены Дагестану: «Скромный горец», «Угол Махачкалы», «Птицы над Тарки-Тау», «Натюрморт на зелени», «Горы», «Утренний натюрморт», «Солнечный день».

Натюрморт

***

В 1989 году я увидел его уже в Союзе писателей в Махачкале. Художник громко общался с даргинским поэтом Газимбегом Багандовым. Речь шла о том, чтобы иллюстрировать книгу его стихов.

– Я хочу, чтобы книга ваша озаряла читателей, делала их одухотворенными, – говорил Эдуард Моисеевич.

– Это было бы хорошо, – отвечал поэт.

– И чтобы в вашей книжке были такие иллюстрации, от которых читатель был бы в восторге, – продолжал он. – Чтобы стихотворение внушало доверие, трогало сердце…

– Прекрасно, – восклицал Газимбег. – Я сам этого желаю.

– В таком случае через месяц начну работать.

– Почему через месяц?

– Мне надо пару картин завершить к новой выставке.

– Хотя бы так, – согласился Газимбег Багандов.

Я обратил внимание на следующую деталь: как только писатели видели художника, их лица светлели. Все знали: если он возьмется иллюстрировать их произведения, то это будет сделано на высоком уровне. Эдуард Моисеевич делал свою работу талантливо, красиво, оригинально.

***

Значительное место в его творчестве занимал театр. Увлекшись однажды искусством сценографии, он начал ставить спектакли по Мольеру, Гоголю, Горькому, Шукшину, Гамзатову в Кумыкском, Лакском, Аварском, Русском театрах.

И примечательно то, что он не повторялся ни в одной своей постановке. Это хорошо прослеживается по афишам, макетам, эскизам.

По мнению некоторых критиков, в его искусстве тесно переплелись Восток и Запад. Такой симбиоз удается далеко не всем художникам. И этот факт невольно опровергает известную фразу английского писателя Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

Горы

***

Один из друзей Путерброта рассказывал: «Я помню его декорации к спектаклю «Деловые люди». Это были две клетки с узким, как для львов в цирке, переходом между ними. И актерам, чтобы попасть из одного пространства в другое, приходилось ползать на четвереньках. Но никакого недовольства не было. Так актерам было даже интереснее. Они говорили, что это нечто новое, с чем им еще не приходилось сталкиваться. А всё новое по-своему интересно».

Он был во много раз больше и интереснее, чем его картины. Яркой звездой в культурном пространстве не только Дагестана и Кавказа, но и всей нашей необъятной страны.

Я однажды его спросил:

– Когда бы вас ни увидел – на лице радостная улыбка. Вам действительно всегда хорошо?

– Конечно. По-другому и быть не может. Когда ты занимаешься любимым делом, то это не только ответственная работа, но еще и праздник. Не знаю, как для других, а у меня так.

***

По словам московского искусствоведа Ивана Купцова, «Эдуард Путерброт как никто другой был верен дагестанским традициям. Высокой культуре лучезарных, тонких световых сочетаний. Его творчество проницательно, образно. Оно обладает масштабностью и своеобразной эпичностью…»

Трагическая смерть Эдуарда Моисеевича в 1993 году стала потрясением как для родных и близких, так и для всех, кто знал и любил его уникальное творчество.

Сегодня ему могло бы исполниться ровно 85 лет. Но зато с нами остались его чудесные, оригинальные картины.

Тэги:
художник,

Похожие

Природа вещей и красок

18
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

44
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Секреты художественного мира

17
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

49
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

31
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

20
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

51
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

109
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

Статьи из «Культура»

Взрывайтесь, гормоны радости!

81
Среди необычных праздников в мировом календаре найдутся особые даты для заядлых сладкоежек....

Армянская классика на дагестанской сцене

4
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...

Союз металла и дерева

2
На площадке Всероссийского фестиваля-конкурса деревянного зодчества и народных промыслов...

Как дети нарисовали книгу

51
Вы держали в руках книгу, которую можно… послушать? Да-да, и даже не просто почитать, а еще и...

Алиев, Коркмасов и унцукульская трость

16
В этом году исполнилось бы 100 лет талантливому...

Дагестан в сердце Москвы

21
В Национальном центре «Россия» (Москва) с 3 сентября царит неповторимая атмосфера Кавказа. В...

Сын Сергея Есенина и писатель Мариенгоф в Дербенте

9
Как мы знаем, у поэта Сергея Есенина...

Тепло и свет родного языка

3
В залах музея – этнографического комплекса «Дагестанский аул» на днях звучало высокое...

Не бояться за наше завтра

4
Около тысячи школьников и студентов стали зрителями масштабного мероприятия...

Поручик с великолепной розой

7
В 1988 году в нашей стране в широкий прокат вышел югославский фильм «Офицер с розой». Эту...

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

50
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...