В гармонии с искусством и жизнью
Аартистизм – это умение перевоплощаться в разные, иногда противоположные друг другу образы, но в каждом из них виден духовный и моральный облик их создателя. Байсолтан Осаев (на снимке в центре) – человек высшей гуманистической пробы, природного благородства, духовной и внешней красоты и эстетики. На всех ролях, во всех образах, созданных им в течение долгой творческой жизни, лежит отпечаток его личности, его идеалов и представлений.
Коллеги и поклонники называют его артистом от Бога. Байсолтан Осаев – актер и режиссер Кумыкского театра имени
А.-П. Салаватова. Народный артист Дагестана, заслуженный артист РФ, лауреат премии Ленинского комсомола ДАССР любим и коллегами, и публикой, и сегодня продолжает творить с полной отдачей сил.
Сегодня, 29 октября, Байсолтан Осаев празднует своё семидесятилетие. Хотя по нынешним меркам это еще далеко не старость, тем не менее поражаешься его моложавости, которая, безусловно, является следствием молодости его души, свежести ума, мыслей и чувств.
Байсолтан Камилович родился в селении Яхсай, славящемся громкими именами в искусстве, науке и спорте. Он на любом поприще был бы на своем месте, потому как всесторонне одаренный человек. Но он выбрал театр, театральное искусство. «Еще учась в школе, я испытывал тягу к сцене, к подмосткам, – вспоминает Байсолтан Камилович. – В 1972 г. поступил в Грузинский государственный театральный институт им. Ш. Руставели (факультет музыковедения). Там я окончательно утвердился в том, что театр – дело всей моей жизни, моя судьба. Сегодня я ничуть не жалею, что связал свою жизнь с театральными подмостками и с эстрадой».
В представлении большинства любителей искусства Байсолтан Осаев является в первую очередь актером и режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. Но он продолжает сочетать и ныне актерскую и режиссерскую работу с вокальным искусством. Сольные его выступления доставляют истинное наслаждение слушателям. Его репертуар включает более 70 песен!
В 1987 году Байсолтан Камилович выступил в необычном для себя амплуа – директора Кумыкского театра. На этой должности находился до 2002 года, когда у Кумыкского театра появилось наконец свое отдельное здание в Махачкале, возле которого установлен памятник великой Барият Мурадовой.
Быть директором творческого коллектива очень непросто. Но Б.Осаев умел за административной работой не растерять таланта быть человеком.
Вспоминаю 1991 год, республика готовилась к юбилею большого артиста Гамида Рустамова. Министерство культуры и родной театр делали все, чтобы достойно отметить 80-летие основоположника дагестанского театрального искусства. Но театр заранее поставили в известность, что финансов на мероприятие нет. Тогда решение этой проблемы Байсолтан взял на себя, и вскоре необходимая сумма была перечислена на счёт театра. Благодаря этому юбилей прошёл на достойном уровне, так что никто даже не почувствовал, что всё было на грани срыва.
Часть полученных средств осталась неистраченной, и Байсолтан заказал художнику Шабанову на них большой портрет Гамида Рустамова. Увидев свой портрет, Гамид Алиевич даже вздрогнул слегка. Затем замер и долго молча смотрел. Наконец на лице его изобразилась борьба чувств: казалось, он не знает, как реагировать. Но это было лишь минутное замешательство. Он медленно подошел к Байсолтану, обнял и растроганным голосом произнес: «Спасибо, мой дорогой! Я никогда не получал такого подарка… Никак не ожидал его…».
Этот портрет в настоящее время украшает вестибюль Кумыкского театра, находится рядом с портретом Барият Мурадовой, в становление которой
Г. Рустамов внес большой вклад.
Байсолтан Осаев – артист в самом высоком смысле этого слова, человек, который и в саму жизнь привносит красоту и эстетику. Он делает это всей своей жизнью – личной, семейной и общественной. Но лучше всего у него это получается на сцене.
Байсолтан Осаев являет собой интереснейший пример развития образа героя за счет своего собственного эстетического и морально-нравственного ресурса. Взять хотя бы роль Аскера в пьесе «Аршин мал алан» У. Гаджибекова. В этом спектакле Байсолтан, обладающий вокальным талантом, чувствует себя в своей тарелке и как актёр, и как вокалист. Ему удалось создать настолько яркий, колоритный, убедительный образ, что он навсегда останется в числе лучших постановок Кумыкского театра, а еще в памяти зрителей, которым посчастливилось видеть его игру собственными глазами. Да и сам Байсолтан, оглядываясь на свои создания прошлых лет, признается, что образ Аскера, один из удачных в его актерском багаже.
В эту же копилку кладем и такие роли, как Мистер Икс («Принцесса цирка» И. Кальмана), Адмирал Апраксин («Князь Адильгерей Тарковский» Б. Атаева), Юсуп («Разрыв» А. Аскерханова), Батав («Айгази» А.-П. Салаватова), Мендозо («Дуэнья»), Старшина («Молла Насрутдин» М.Курбанова) и другие. Количество ролей, сыгранных Байсолтаном, сценических образов, созданных им, поражает – более 130!
Несмотря на свою огромную занятость в театре, Осаев находит время и для просветительской, собирательской деятельности: по его инициативе сделана видеозапись 17 старинных кумыкских йыров из золотого фонда в исполнении артистов Кумыкского театра. Не зря ведь говорят, что Байсолтан – живой архив театра, знаток кумыкской литературы, языка, обычаев и традиций народа.
Подчеркнем также интернационализм Б. Осаева, его обширные связи в театральной сфере. По его инициативе с постановками Кумыкского театра познакомились зрители Азербайджана, Татарстана, Турции и других стран.
В полном соответствии с нашими обычаями Байсолтан неизменно проявляет уважение к старшим коллегам по театральному цеху. Для него высшим авторитетом остается Гамид Рустамов, Дадам Саиднуров, Барият Мурадова, Саният Мурадова и другие. Сегодня он сам авторитет для молодых актеров, активно участвует в их воспитании и образовании, щедро делится опытом, знаниями, секретами мастерства, помогая молодым разобраться в сложностях сценического искусства, в освоении литературного кумыкского языка. Щедрость, достойная мудрого человека!
В день славного юбилея желаем Байсолтану Камиловичу Осаеву здоровья и еще многих лет работы на благо кумыкского и дагестанского театрального искусства!