В годину битвы грозной
Азиз Иминагаев – поэт-сатирик, один из основоположников даргинской советской литературы, основоположник даргинской сатиры и юмора в дагестанской поэзии, член Союза писателей СССР с 1936 года.
Родился 26 августа 1892 года в дагестанском ауле Аймаумахи Сергокалинского района, в бедной крестьянской семье.
Родители: отец – Иминагай, мама – Муъминат. У него были брат Магомед и сестра Аминат. Его брат Магомед умер от холеры, будучи маленьким ребенком. О раннем детстве Азиза мало что известно. Вероятно, это было типичное детство крестьянского мальчика из горного аула. Родители хотели дать ему религиозное образование и отдали учиться в медресе. Фатима Омаровна Абакарова в своей книге «Очерки даргинской дореволюционной литературы» (Дагест. филиал Акад. наук СССР. Институт истории, языка и литературы им. Гамзата Цадасы – Махачкала. 1963 г., стр. 131–143) описывает так период обучения Азиза Иминагаева в медресе: «Религиозная покорность и смирение, которые стремились там привить ученикам, вступили в противоречие с веселым и озорным нравом будущего поэта. Но учение в медресе для Иминагаева не оказалось бесплодным. Он изучил здесь правила шариата, но муллой он не стал. Он обладал незаурядным поэтическим талантом, живым, острым умом». Первая полудетская попытка сочинить песню была связана с системой наказания учеников в медресе. О мулле, который любил бить по рукам своих непослушных учеников, рассказал Иминагаев в своем первом четверостишье:
Ахъри хволал либ хIула
Бяхъяс тIулбази дила,
ГIур диши ахIбяхъядли,
Някъби дургIявго хIула.
Ахъри хволал либ хIула
Бяхъяс тIулбази дила,
ГIур диши ахIбяхъядли,
Някъби дургIявго хIула.
У тебя большое старанье
Бить нас по рукам,
Если еще раз ударишь,
Пусть отсохнут твои руки.
Большое старанье у тебя
Бить по пальчикам меня,
Да будут сломаны они,
Руки ничтожные твои.
После неприятного инцидента с муллой в медресе Иминагаев прекратил свое обучение. Несмотря на тяжелое положение, его отец настоял на дальнейшем обучении. По соседству с ними жил другой мулла, которого звали Омази. Азиз ходил к нему в мечеть и изучил основы ислама и Коран. Полученные знания помогли ему в дальнейшей жизни и творчестве. Его детство и отрочество прошли в Аймаумахи. Бедная жизнь безземельных крестьян заставляла уезжать из родных аулов на заработки в города. Азиз Иминагаев не был исключением, и как многие крестьяне он в период своей юности уехал на заработки. Ему пришлось в поисках работы побывать в городах Порт-Петровске, Кизляре, Грозном, Дербенте и Баку. Везде он работал наемным рабочим. Всюду, где Азиз работал, был свидетелем жестокой эксплуатации и несправедливости. Свои чувства, мысли по поводу всего увиденного и пережитого Азиз Иминагаев выразил в стихотворении «Жизнь рабочего».
Ялчила гlвямру
Къизлаллизив ялчилагlи увяхlдиш
ХIянкегвали сунила мучлагудиш,
ХIинтlин цlали дигваб гьищди мискиндиш,
Дахъ уряхIти сарину, чула вагIибш.
Яшав бякьис или нуша дакlилла,
Тукентала гьала цахlнадирхьулла,
БархIехъали Теркла дyблердашулла
Нуша дуге дуисил мусалигIир.
Агурагва нушаши хIарикIвани,
Биркун кьацIлисалла хIянки лугани,
Буркьа хIяка буруш саби хьелсани,
Пянже келпич-бикIлиу хьабирхьани.
ХIянкилигIи укьяс бигуй жумягIлис
Тямадархьу тукейзи дубватихъис,
ЦIукла мукьа луга хIудра хьайсихъис,
ХIянки луга някъ билкъари узихъис.
Муче пулцад мяйла кьякь хьабушили
Къармукъ чяйла бужуд аякъ бицIили,
Тямадайрар унза гьала вакlили,
ВявикIули: «Нече чихъмай сен?!» – или.
Абдбушили бузухъули либилла,
Къуват умцу тямадаан гьарилла,
ХIуркIри сари чурхразирхьад майала
Гьирхьабили тямадас гIяхIъула бис.
НягIна бакIаб уряхIти гIвямрулиши,
Гьимугилла тамай хужаимташи,
Гьай аман, нам арцалла дихьалири,
АхIвакIисли гIyp ну гьиш мусалиши.
Жизнь рабочего
Без прав, без денег, без жилья несладко
Рабочий люд здесь коротает век.
Эх, сжечь бы эту бедность без остатка,
Чтоб не был так унижен человек!
Мы без работы бедствуем в Кизляре,
Да так, что нам не мил и белый свет.
На улицах, у лавок, на базаре
Торчим, а никакого толку нет.
От сытых ждать ли помощи голодным?
То осенью, а то среди зимы
У Терека на берегу холодном
Себе ночлег устраиваем мы.
Безрадостным, бездомным и усталым
Приюта нет, покоя нет в ночи.
Здесь нам овчина служит одеялом,
Здесь нам подушкой служат кирпичи.
Но если ты хорошую попойку
Десятнику устроишь наперед,
Он даст тебе под ветхой крышей койку
И на работу, может быть, возьмет.
Он напоит тебя калмыцким чаем,
Накормит он тебя гнилым пшеном.
Ты будешь в три погибели сгибаем
Трудиться, как невольник, день за днем.
Я зол на всю хозяйскую породу!
Будь проклята навеки нищета!
Эх, если б я сумел добыть свободу
И бросить эти гиблые места!
1911 г.
После долгих лет скитаний Азиз Иминагаев вернулся в родное село, тогда ему исполнилось 28 лет. Как бы тяжело не было, но пришло время создать семейный очаг. В 1916 году он женится на девушке по имени Патимат. У них родилось четверо детей. Из них в живых остались Магомед и Паризат. Родившиеся в 1919 году двойняшки вместе с женой умерли от холеры. В тот период в Дагестане периодически вспыхивали эпидемии холеры, брюшного тифа и оспы, которые уносили много жизней. Распространению этих болезней способствовали плохие санитарно-бытовые условия — бедность, скученность, теснота жилищ. Магомед, сын Азиза Иминагаева, окончил педучилище и приехал в родное село работать. Через неделю он умирает от холеры. Дочка Паризат осталась и прожила долгую и счастливую жизнь. В 2005 году ее не стало. Через несколько лет после смерти первой жены Азиз женился во второй раз. Вторую жену звали Рукият, у нее было двое своих детей (Иса и Патимат). Рукият родила ему восьмерых детей:
Абдулманап родился в 1923 году – в 1941 году ушёл на войну и пропал без вести.
Алибулат – в 1928 году.
Али – в 1929 году.
Муъминат родилась в 1932 году – через три года умерла от холеры.
Магомед и Ахмед (двойняшки) родились в 1935 году – Ахмед умер через неделю.
Муъминат (II) родилась в 1938 году.
Иминагай – в 1941 году – через четыре года умер от холеры.
Азиз Иминагаев был участником трех войн. Алибеков Басир Омалаевич (1928–2015), автор книги «Бугаси урги» (Махачкала. 2010 г., стр. 11–12.), описывает, как Иминагаев стал участником первой мировой войны: «В период первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) летом в один из годов, в воскресенье на базарную площадь селения Урахи прибыл помощник наиба из селения Мекеги. Он громко, чтобы все услышали, сделал объявление: Все, кто желает добровольно принять участие в войне, могут записаться. Всем тем, кто пойдет на войну, будут выплачены деньги. Азиз Иминагаев говорил об этом так: «Мой отец бедный крестьянин, и я подумал, останусь живым, вернусь, а если убьют и не вернусь, тогда хоть денег дадут моим родителям и они смогут поправить свое бедственное положение, с такими мыслями я ушел на войну». Находясь в действующих войсках и пройдя пол Европы, он увидел страдания и боль солдат и простых людей нашей страны. Все это привело его в строй революционно настроенной части населения страны, которое начинало борьбу за свободу. Домой он вернулся, принеся с собой ручной пулемет, и по этому поводу Азиз говорил: «Уходя домой, я забираю ручной пулемет, так как он мне нужен для установления в Дагестане власти народа, после достигнутой цели я его отдам». За участие в первой мировой войне он получил Георгиевский крест. Денег и других материальных благ Азиз и другие солдаты на этой войне не заработали.
После возвращения домой Азиз Иминагаев вступил в партизанский отряд под командованием Г.М. Далгата, где стал командиром взвода. С 1918 года по 1921 год он в составе партизанского отряда был активным участником гражданской войны в Дагестане. Участвовал в Ая-какинском сражении — 24–25 августа 1919 года в ущелье Ая-кака возле села Аялакаб произошла битва даргинских повстанцев с отрядом добровольческой армии Деникина во главе с полковником Лавровым, которая стала переломным моментом в ходе гражданской войны в Дагестане. Партизанский отряд действовал вдоль железной дороги от Дербента до Порт-Петровска. Азиз Иминагаев весь период гражданской войны воевал, держа в одной руке винтовку, в другой карандаш, также как Рабадан Нурович Нуров. После освобождения города Дербента он написал стихотворение, посвященное Гамиду Далгату:
ГIябдул-ХIямид ТIалхIят сай гьалайхьили,
Дарго-Къябала халкь цахIнабяхъили,
Дербент буцис или кьаслизихьили,
Къулайил мусани урдубяхъили.
Объединив народ Дарго-Каба,
Абдул-Гамид Далгат возглавил их.
Намерившись освободить Дербент,
Благодатное место застолбив.
После окончания гражданской войны и установления в Дагестане советской власти необходимо было начинать новую жизнь в полном смысле этого слова. Азиз Иминагаев активно включился в работу по созданию нового, свободного и процветающего общества. Обладая незаурядным поэтическим талантом, в своих произведениях он хвалил и ставил в пример всех людей, активно принимавших участие в строительстве нового молодого государства. Также в своих произведениях «УчIин товарищ» («Учись товарищ»), «Сархая билчIуди» («Получайте образование») и других он призывал молодежь учиться, получать образование и интеллектуально развиваться:
Аманат викьулла
Жагьил духIнази,
Дибилцад бигьина
ГIилмула «тази».
ХьартIая гьарилли
ГIилму бикIлизи,
Дитагьис хIушара
Халкьлис гIибратли.
Молодые люди. Завещаю вам!
Максимум усилий приложите вы.
Получить образование,
Знания приобрести.
Каждый наполняйте
Знаниями головы свои.
Стали чтобы вы
Обществу полезны.
В 1921 году начала выходить первая газета на даргинском языке, в которой Азиз Иминагаев начал работать. На первых полосах газеты стали печатать его стихи, и благодаря газете его произведения стали популярными. Стали открываться школы, и была необходимость в людях с образованием и умением учить детей. Став учителем, Азиз уехал в селение Бурдеки Сергокалинского района. Проработав там долгие годы, он вернулся домой и в 1932 году уехал работать в Уркарах. Там он работал в редакции газеты «Путь Ленина» («Ленинна гьуни»), а также учителем в школе.
Редактор газеты Раджаб был очень жестоким человеком. В один из дней Азиз с утра направился в МТС собрать материал для статьи в газету и опоздал на 20 минут на работу. После этого у них испортились отношения. На очередном заседании бюро райкома партии был поставлен вопрос о принятии Азиза Иминагаева в члены КПСС. Редактор газеты «Путь Ленина» («Ленинна гьуни») Раджаб выступил против принятия Азиза в партию, так как его жизненный путь и биография представлены на бюро не полностью, и его поддержали члены бюро райкома. Сказав, что на следующем заседании бюро примут. Придя домой в расстроенных чувствах, Азиз Иминагаев написал стихотворение «Маллаан Мусас си бякьиба» («Что сделал Малла с Мусой»). Это стихотворение было про отца редактора газеты Раджаба, который был муллой. В народе его называли «Исиут ХIяжи» («Горький как перец ХIяжи») за его жестокость и безжалостность. В основу этого стихотворения был положен реальный факт. Отрывок из данного стихотворения:
Гьимили вявъили Мирза ХIяжини,
ГьакIбякьиб вяхIлизи цIиркIил мурчIлиин,
ЧяхIдухъуй хIи хьартIиб баргбирдиб хIуйин,
Биттяхъиб шаладиш, сукъурбиб хIули.
Мирза Гаджи со злостью крикнул,
Размахнувшись длинной веткой по лицу.
И полилась кровь из лопнувшего глаза,
Глаз ослеп, и свет пропал.
Когда это стихотворение дошло до редактора газеты Раджаба, он еще больше обозлился на Азиза Иминагаева и категорически отказался печатать стихотворение в газете. После всего этого Азиз написал заявление и уволился из редакции. Это стихотворение Азиз Иминагаев направил в районную газету Акушинского района, где редактором был Иса Айгубов и попросил его напечатать. С помощью редактора стихотворение вышло в газете. По факту, изложенному в стихотворении, была проведена проверка, и после того, как все, что было написано в стихотворении оказалось правдой, редактор газеты Раджаб был исключен из партии и уволен с работы. Работая в Уркарахе, Азиз Иминагаев нажил себе много недоброжелателей среди партийной верхушки, так как все их пороки он не пропускал, а открыто говорил и писал в своих статьях и стихотворениях. На угрозы в свой адрес он никогда не обращал внимания. Вот таким был поэт-сатирик Азиз Иминагаев.
В 1941 году он с семьей приехал в Сергокалу. Через несколько дней началась Великая Отечественная война. В этот период Азиз Иминагаев работал в газете «Сергокалинский колхозник». Как он попал на фронт и воевал, описывает в своей книге «Острая стрела» Алибеков Басир Омалаевич (Махачкала. 2010 г., стр. 18-19). «Азиз Иминагаев в свойственной ему манере раскритиковал военкома Сергокалинского района за то, что тот покрывал людей, испугавшихся и не захотевших пойти на фронт. Военком вызвал к себе Азиза и сказал ему, что он может только критиковать и учить патриотизму других людей, а сам, почему своим примером не покажет, как необходимо защищать свою родину. После разговора с военкомом Азиз Иминагаев написал заявление и пошел на фронт добровольцем.
Он обладал военным опытом, пройдя первую мировую и гражданскую войны, но возраст давал о себе знать. Из-за пародонтоза у него начали выпадать зубы, и толком он не мог принимать пищу. Все это привело к ухудшению здоровья. Провоевав полтора года и получив инвалидность 2-й группы, он вернулся домой в августе 1944 года. После возвращения с фронта ему предложили возглавить колхоз в родном селе Аймаумахи, но он отказался, сославшись на здоровье. Стал работать заведующим колхозной фермой и уехал в Мамай-кутан (ныне Краснопартизанск). И там ему не пришлось долго проработать, так как его болезнь обострилась, и он, пролежав долгое время, скончался».
До нас дошли четыре его произведения периода Великой Отечественной войны и те, которые он написал до отправки на фронт: «Красноармейцыбас» (Красноармейцам), «ВялчIахIа ламартла душман» (Раздавим врага), «Душман вячIис багьандан» (Чтобы уничтожить врага), «Шидибдиш нушила бирар» (Победа за нами).
Шидибдиш нушила бирар
Хьабизурил тыл агварил,
Улка шидибулхъанехIин,
Душмантела тылла бухIнаб
Гьил дибъадиш бузулехIин.
Шандангъуна тыл нушила,
ЧIумъал хьабиз къие халкьла,
ЦIакьла источникунела
Зурба дугIи либ нушила. .
Сабел саби шидибдишра
Башис инкан бикIанехIин.
Гьил шидибдиш шис бигалла,
Къийин-жапа далутехIин.
Дявла фронт дибъабякьис,
Халкьла гIярмияби дучис,
Геройтисун хIядурдея
Душман тIутI-кьякьявякьис!
Дузти палтар ванадишлис
Дархьаая гIярмиялис,
Либилла цIакь фронтлизи
ГIибкьаая шидидухъис!
Душмайс чIумъал хункI буцая,
Сахават някъ батаая,
Гьарилла цIакь бабгахIали,
Зулмукарти бялчIахIану.
Победа за нами
Если в доме нет опоры,
Он в беде не устоит,
И любая буря скоро
Сквозняком его пронзит.
Если нет у фронта тыла,
Не продержится он дня.
Крепкий тыл – источник силы
И надежная броня
И пока бойцы устало
Бьются на передовой,
За Москвой и за Уралом
Фронт проходит трудовой.
Наши женщины и дети
Там воюют до темна.
Приближает нас к Победе
Вся огромная страна!
Танки, пушки и снаряды,
Рукавицы и кашне –
Это все солдату надо,
Будто воздух на войне!
И в годину битвы грозной
Помни, наш заклятый враг,
Что разжать совсем не просто
Палы, сжатые в кулак.
По воспоминаниям дочери Азиза Иминагаева, Муъминат, которая проживает в Сергокале, мы узнали, что в тяжелые годы войны, когда он был на фронте, его семье было тяжело в Сергокале. Они решили переехать в родное село Аймаумахи. Его жена Рукият с пятью детьми сразу не могла переехать. Сначала она отправила старших детей – Алибулата, которому было 13 лет, и Али, которому было 12 лет, погрузив все, что было у них, на арбу. По дороге в село они встретили дезертиров, которые скрывались в лесу. Слава Всевышнему, что они забрали все, что было на арбе, а детей оставили в живых. Среди вещей были две тетради со всеми стихами Азиза Иминагаева, которые тоже исчезли бесследно.
Первый сборник А.Иминагаева «Голос сердца» был составлен Х.Ш. Сулеймановым и издан в 1941 г. (А. Иминагаев «УркIила тIама» Дагъгиз, МахIачкъала, 1941 г.), второй – «Стихи» Г. Османовым в 1954 г. (А. Иминагаев «Назмурти», Дагъгиз, МахIачкъала, 1954 г.), третий – «Избранные произведения» З. Абдуллаевым в 1959 г. (А. Иминагаев «ЧердикIибти произведениеби», Дагъгиз, МахIачкъала, 1954 г.), четвертая – «Острая стрела» Б.О. Алибековым в 1987 г. (А. Иминагаев «Бугаси урги», Дагъучпедгиз, МахIачкъала, 1987 г.), пятая – «Острая стрела» Б.О. Алибековым в 2010 г. (А. Иминагаев «Бугаси урги», МахIачкъала, 2010 г.). В разные годы в книгах, газетах и журналах выходили статьи про жизнь и творчество А. Иминагаева.
Творчество Азиза Иминагаева обогатило дагестанскую литературу сатирой и первым произведением о тяжелой жизни рабочего. Сатира Иминагаева, направленная против угнетения и унижения бедняков, пользовалась большой популярностью в горах. Его стихи полюбили простые горцы, видевшие в поэте своего друга. Поэт говорит о вещах и характерах, давно знакомых читателю, но, взятые на острие сатирического пера, они приобретают необычайную выразительность и силу. В этом состоит искусство сатиры. А. Иминагаев владел этим искусством мастерски.
Таким образом, Азиз Иминагаев, так же как и Г. Цадаса, С. Стальский, М. Алибеков и другие, внес значительный вклад в развитие сатирического жанра не только в родную, но и во всю дагестанскую литературу. Заслуга Иминагаева в том, что он глубоко, правдиво обнажил противоречия общественного строя, звал к борьбе за свободу.