«Звуки фронта» перекликаются с экспозициями выставки, которая предлагает взглянуть на войну глазами двух творивших в Дагестане друзей – художника Николая Лакова и поэта Эффенди Капиева. Оба делали записи и зарисовки прямо на линии фронта, фиксируя страх и героизм, радость весточки из дома и скорбь по поводу смерти товарищей.
Всего несколько графических работ и заметок, от которых невозможно отвести взгляд. Несколько мгновений проживаешь, общаясь с людьми, которые видели то, что никогда не должно повториться. Героические будни медицинских работников и открывающиеся глазам художника следы войны – поля только что закончившихся сражений, разбитая военная техника, разрушенные города и села. Это то, на что нельзя смотреть без ужаса и содрогания. А рядом с рисунками записи, в которых дагестанский поэт Эффенди Капиев рисует эпизоды сражений, детали окопного быта, будни госпиталя, истории людей, продолжающих вести «обычную» жизнь в населенных пунктах. Эти заметки поэт делал для себя, не пропуская ни через какие «фильтры». Наверное, именно потому так ясно и четко представляешь, что действительно видели и чувствовали люди, прошедшие через ту войну.
В День памяти и скорби Благотворительный фонд Зиявудина Магомедова «Пери», Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Музейный комплекс «Дом Петра I» в Дербенте представили выставку «Сердце очевидца: опыт Великой Отечественной войны глазами Эффенди Капиева и Николая Лакова», дополненную аудиоинсталляцией «Звуки фронта». Главным же событием вечера стали воспоминания наших земляков о войне. В этот день здесь вспоминали истории людей, сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу, истории наших отцов, матерей, бабушек и дедушек.
На несколько часов площадка перед памятником Петру Первому превратилась в летний кинозал под открытым небом. Длинные ряды стульев, большой белый экран… Зрители медленно заполняют зал. Каждому из них при входе вручают листок с отпечатанным текстом. Чтения проходят в популярном современном формате живого театра. Читают все – учителя и врачи, музейные работники и библиотекари, поэты и чиновники, взрослые и дети. Читая слова прошедших через войну Магомеда Рагибадинова, Маргариты Астратянц, Александра Глухова, Надежды Беликовой, Мадины Рамазановой и многих других, они, возможно, по-другому оценивают собственную жизнь, ее ценность, границы возможного и невозможного. Они не только читают воспоминания, собранные авторами проекта «Был такой город…» Светланой Анохиной и Анной Гаджиeвой, но и сами рассказывают истории своих родных и близких, прошедших через страшную войну, которая началась 75 лет назад. Ведь в каждой семье есть своя история Победы, и как важно услышать эти истории и передавать их будущим поколениям, чтобы сохранить память о тех страшных и великих днях. Есть старая истина: без знания о прошлом нельзя построить будущее. И чтобы построить его счастливым, мы должны знать свое прошлое.
В этот вечер перед аудиторией также выступил человек, который не понаслышке знает, что такое война, – Антонина Александровна Исакова. Ей было четырнадцать, когда началась Великая Отечественная. Жила она тогда в городе Воскресенске Московской области и хорошо помнит вражеские бомбежки. В первый же год войны потеряла единственного брата, а в 43-м, несмотря на уговоры матери, отправилась на фронт, работала в военном госпитале. Не сдерживая слез, Антонина Александровна рассказывала о том, как в 30-градусный мороз перетаскивала носилки с тяжелоранеными. Как однажды, отморозив руки, выронила носилки и горько рыдала, прося прощения у молодого офицера, раненного в голову. Как ухаживала за бойцами, оставшимися без рук и ног, и хоронила тех, кто не выжил, но так хотел жить.
Завершил вечер кинопоказ под открытым небом. Несомненно, фильм Алексея Германа по сценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны» – одна из лучших отечественных лент о Великой Отечественной войне, снятая без ложного пафоса и «лакировки» действительности. Сам режиссер говорил об этом фильме так: «Двадцать дней без войны» – против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта». История, рассказанная великими актерами Юрием Никулиным, Людмилой Гурченко, Алексеем Петренко, – несколько дней из жизни фронтового журналиста, в которых отразилось все, чем жили тогда на фронте и в тылу.