В лучших традициях академизма
Им давно не нужно что-либо доказывать. В мире дагестанского искусства они уже признаны классиками. У каждого свое направление творческого становления, свой стиль, свои излюбленные темы и образы. Объединяет всех одно – они последователи классического академического искусства, художники, чье становление шло в XX веке. Чему же их работы могут научить художников нового поколения – века XXI?
– Чему? Самому простому и важному – видеть во всем, что тебя окружает, прекрасное, умению схватывать суть образа. Но что самое главное – этот вернисаж должен зародить в нашей талантливой молодежи понимание того, что художник лишь тогда получит признание и уважение, когда найдет свой стиль, свой почерк. А добиться этого можно, лишь каждодневно и упорно работая над собой, – говорит председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов, рассказывая об открывшейся недавно в выставочном зале Союза выставке художников-юбиляров.
Традиции объединять в одном выставочном пространстве работы всех мастеров-аксакалов дагестанского изобразительного и прикладного искусства много лет. Вот и этот год не стал исключением. Нынешняя выставка художников-юбиляров собрала работы 13 мастеров. Живопись, графика, скульптура, ювелирное искусство, кайтагская вышивка, гобелены… Экспозиция радует многообразием направлений, техник и жанров.
«Портрет плотника Султанахмеда», эскиз памятника «Коркмасов», «Портрет хирурга Салиха Байбатова». Эти и другие работы известного дагестанского скульптора Гейбата Гейбатова позволяют посетителю познакомиться и понять творческий метод мастера, хорошо известного не только в республике, но и далеко за ее пределами. Он автор более 80 монументальных произведений. Гейбатов неустанно творит в области станковой скульптуры. В его творческом багаже известные в республике крупные монументы, такие как памятники дагестанским революционерам – руководителям революционного подполья во главе с У. Буйнакским, летчику–испытателю Амет-Хану Султану, пятикратному чемпиону мира по вольной борьбе Али Алиеву, Герою России генералу М. Омарову и другим выдающимся личностям.
Его произведения не раз были признаны на многих зарубежных и ведущих выставках страны и республики, где он был отмечен многочисленными медалями, дипломами, почетными грамотами.
О творчестве также хорошо известного дагестанского художника Альберта Хаджаева в свое время писали: «Живопись его тонка, трепетна. Он ищет точный живописный образ каждого предмета. Мазок его ложится любовно на поверхность холста, воплощаясь в живописный предметный мир». Убедиться в правдивости искусствоведческой оценки посетитель сможет, познакомившись с работами художника, представленными на выставке. Достаточно взглянуть на два портрета – балерины Тарият Капиевой и дочери Фатимы, чтобы понять, как мастерски художнику удалось схватить суть образа героинь своих полотен. Первая – горделивая, изящная, одухотворенная, запечатленная будто в момент продумывания нового образа, вторая – маленькая девочка, но в которой уже чувствуется твердый характер.
– Эти работы в очередной раз доказывают, что уроки, полученные автором в мастерской профессора Тбилисской государственной академии художеств К. Санадзе, сделали свое дело – отточили талант живописца. Окончив академию в 1972 году, А. Хаджаев вернулся в Дагестан и сразу погрузился в творческую и преподавательскую работу в Дагестанском художественном училище им. М. А. Джемала в Махачкале. Требовательностью и желанием вложить в своих воспитанников настоящую любовь к прекрасному и творческому труду Хаджаев завоевал большой авторитет у студентов и сделал возможным становление многих известных художников республики, которые внесли свой вклад в развитие дагестанской живописи, – говорит председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов.
Еще один участник выставки – член союзов художников и театральных деятелей России, заслуженный художник Дагестана Набиюла Бамматов – известный в республике художник театра, много лет работающий в Кумыкском музыкально-драматическом театре. Его работы занимают большой отрезок выставки, погружая посетителя от картины к картине в разные мизансцены известных театральных постановок. Вот на переднем плане одна из главных сцен из «Гамлета», а чуть дальше фрагмент из классического спектакля «Сердце матери». Вот словно кадры из кинопленки сменяются сцены из постановок «Человек из Ламанча» и «Бунт невест».
– Театр – особенное, загадочное и неповторимое искусство, и Набиюла в своих работах отчетливо это демонстрирует, – говорит директор выставочного зала Амирхан Магомедов, комментируя работы своего коллеги по цеху.
Ну и, конечно же, посетивший выставку юбиляров надолго запомнит яркие, наполненные сакральной таинственной символикой работы, выполненные в технике кайтагской вышивки, мастерицы Аминат Османовой. «Три солнца», «Золотое руно», «Оберег», «Колесо жизни», «Солярис»… В каждом панно будто закодировано уникальное послание из древней истории и культуры Страны гор. А как же иначе! Ведь всем известно – кайтагская вышивка всегда была, помимо элемента декора, еще и своего рода оберегом, который сопровождал человека с самого появления его на свет вплоть до ухода из жизни. Мастерица Аминат, много лет создающая замечательные образцы в этой технике прикладного искусства, перевод каждого символа знает с малых лет. С тех самых пор, когда ее, любознательную девчушку, старинному ремеслу научила мастерица Патимат Исмаилова из аула Гапшима Акушинского района, перенявшая технику вышивки от своих предков. Уроки Патимат так увлекли Аминат, что вышивка на долгие годы стала ее главным занятием, особенно когда она со своей семьей перебралась из района в Махачкалу, где и творит по сей день.
… Говорить об авторах выставки юбиляров можно долго. Каждый из них много лет трудился и продолжает трудиться на благо процветания искусства родной республики. И отрадно, что их творчество благодаря традиционному проекту Союза художников республики вновь в центре внимания ценителей и поклонников профессионального изобразительного искусства.