В мельчайших деталях
Дети дают нам уникальный шанс ещё раз прожить своё детство, открывая своеобразный портал в прошлое. События и даты, переставшие быть важными, вновь окрашиваются в яркие оттенки, фантастические воспоминания окутывают нас, греют теплом. Видимо, поэтому, глядя на картины Исхака Исхакова (на снимке), заново проживаешь лучшие моменты детства – по-настоящему счастливые и беззаботные. Накануне Международного дня художника, который отмечается 25 октября, мы встретились с молодым художником-графиком.
Его графические работы притягательны, всегда есть на что посмотреть: линия, пятно, точка, штрих… В картинах всё настолько гармонично, что в какой-то момент замираешь, пытаясь остановить мгновение. Кажется, что вместе с автором можешь прочувствовать всю атмосферу, царящую в его Ахвахе, воображаешь себя в древнем селе, в котором прошло его детство, созерцая убранство старинных домов, их архитектуру, природу и жителей.
Удивительно, какие чудеса творит простой карандаш в руках профессионала. Чтобы овладеть графической магией, Исхакову пришлось изрядно потрудиться, пройти сложный, но довольно интересный путь.
Видя тягу сына к рисованию, родители отдали его в художественную школу. После окончания общеобразовательной школы он поступил на худграф ДГПУ, затем написал и успешно защитил диссертацию, в которой исследовал влияние творчества Халилбека Мусаясула, стоявшего у истоков дагестанского изобразительного искусства, на эстетическое воспитание школьников. В 2000 году занялся преподавательской деятельностью.
За карандаш
Это сейчас Исхаков активный участник всероссийских и международных выставок, но активной творческой деятельностью он начал заниматься не так давно.
– Многие годы занимался живописью, писал и рисовал с натуры, участвовал в коллективных выставках, возил своих студентов на пленэр. Я был погружён в преподавательскую деятельность, – вспоминает художник. – Должное внимание графике я стал уделять после знакомства с народным художником Дагестана, руководителем графической мастерской худграфа ДГПУ Юсупом Ханмагомедовым. Я преподавал рисунок, он вёл спецдисциплины. За годы работы, будучи его коллегой, наблюдал за тем, как творил и работал со студентами. Сам и не заметил, как взял в руки карандаш, во мне по-настоящему раскрылся талант графика, стал вдаваться в тонкости штриховки и познал секреты гравирования. Ханмагомедов – человек, умеющий завлечь, интересно подать материал. Он превосходный специалист и замечательный человек.
Исхак Исхаков считает, что республике повезло с тем, что у неё есть блестящий график, один из лучших представителей современной российской графической школы, мастер мирового уровня, широко известный за границей. Ханмагомедов подготовил плеяду молодых художников-графиков, за последние несколько лет 15 из них вступили в Союз художников РФ.
– Если обратить внимание на биографию молодых художников-графиков, то их портфолио могут позавидовать опытные коллеги, – считает художник. – Уже в таком молодом возрасте они могут похвастаться тем, что их работы находятся в собраниях многих музеев. И это стало возможным именно благодаря Ханмагомедову.
Сам Юсуп Маммаевич, когда речь заходит о Исхакове, говорит: «Если Лермонтов мог так восторгаться Кавказом, то в изобразительном искусстве, думается мне, нашёлся достойный человек, который также воспел Ахвах, который мы полюбили благодаря тому, что с нами такой замечательный художник».
С глубоким смыслом
Картины Исхакова обладают глубоким смыслом. Автор спешит запечатлеть на бумаге развалины старой мечети, запомнить лица старцев и увековечить их память. Каждая работа – дань памяти малой родине, у него учишься трепетному отношению к истокам. Хочется, как и художник, не быть равнодушными к окружающей природе и судьбе народа. У каждого свой Исхаков. Глядя на портрет «Горянки» с задумчивым, нежным и трепетным лицом, кто-то вспоминает свою любимую, на которой волей судьбы женился другой, для кого-то это образ матери, которой не стало несколько лет назад, а другой в ней видит сестру, защищающую и оберегающую от всех невзгод.
– Образ горянки представляет собой символ женственности, любви, тепла, красоты, всё самое светлое, – говорит мастер. – В идеале это хранительница очага, воспитывающая своих детей, ухаживающая за внуками… Однако современная женщина загружена не только бытом, а беспокоится ещё и о своей самореализации. Но, как и много лет назад, мужчина должен оставаться добытчиком и опорой для женщины.
Наслаждаться картинами «Потрет учителя», «Воспоминание», «Имение предков», «На веранде», «Лес в Ахвахе», «Портрет живописца Габиба», «Дедушка Шамхал», «Портрет Марины», «Дагестанский натюрморт», «Отрог Богосского хребта», «Память», «Дорога домой» и многими другими, расшифровывать их можно бесконечно, здесь глубокий смысл бытия.
– Среди картин, созданных за годы работы, мне больше всего близки детские портреты, ведь на них изображены мои сыновья, дети близких и родных, – отмечает художник.
Нечто новое
За плечами члена Союза художников России, кандидата педагогических наук, заслуженного работника науки и образования Исхака Исхакова более 60 коллективных выставок, также состоялись три персональные выставки: «Дорога домой» (2018), «Вечное возвращение» (2020) и «Место силы» (2021).
Произведения молодого художника хранятся в 10 музеях, в том числе в Музее антропологии и этнографии (Санкт-Петербург), Томском областном художественном музее, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой (Махачкала), а также в частных коллекциях.
Мастер преимущественно выполняет работы итальянским карандашом, сангиной и простым карандашом.
– Творческим людям порой свойственна неудовлетворённость результатом. И если человек к своей работе, чем бы он не занимался, относится ответственно, то всегда хочется что-то изменить. К примеру, в работах предыдущих лет я отмечаю моменты, которые в сегодняшнем состоянии изменил бы, открывается нечто новое. Но считаю, что менять ничего не нужно, – нельзя вмешиваться в то, что было 10 лет назад, – уверен художник. – Мы всю жизнь должны учиться, делать выводы и, совершенствуясь, двигаться дальше.
Своими работами Исхаков делится и в социальных сетях.
– Хочется фокусироваться на творчестве, не отвлекаясь ни на что, ездить по Дагестану, переносить на бумагу красоту родного края, но приходится заниматься и этим, двигаться, так сказать, в ногу со временем, – шутит он. – В целом хочется запечатлеть уходящий Дагестан, ведь облик его меняется до неузнаваемости всего за каких-то 50 лет. Хочется сохранить в лучшем виде удивительный край и его жителей, от которых веет мудростью, свободой и счастьем.