В миксе традиций и современности
Ретроспективная выставка современных дагестанских художников «Традиции и современность. Имена и стили» открылась на площадке исторического парка «Россия – моя история» в Махачкале. Вниманию посетителей представлены работы более 35 дагестанских авторов. Среди них как народные и заслуженные художники Дагестана и России, так и молодые таланты.
Организаторами мероприятия выступили художественная галерея современного искусства Дагестана «Первая галерея» при поддержке Министерства культуры РД. В экспозиции вернисажа – работы Галины Пшеницыной, Хайруллы Курбанова, Натальи Савельевой, Закарьи Закарьяева, Мусы Гайворонского, Мурада Халилова, Алисы Августович и других.
— Современное дагестанское искусство неразрывно связано с искусством всей страны, – отмечает директор «Первой галереи» Джамиля Дагирова. – Ему всего сто лет. Наши художники обучались в академиях центральных городов России, их произведения никогда ранее не встречались на одной площадке. Эта выставка покажет еще одну грань нашего изобразительного искусства.
Организаторы постарались по максимуму представить основные тенденции развития изобразительного искусства нашей республики за последние десятилетия. Здесь соединились самые разные жанры, стили, художественные методы.
Работы Натальи Савельевой, выпускницы мастерской живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, в чьей копилке более сорока выставок республиканского, регионального и всероссийского уровня, дарят зрителю ощущение спокойствия, единения с природой. Именно поэтому хочется подолгу стоять и смотреть, ожидая пробуждения пастуха-старца, у живописного полотна «Страж» или же ощутить себя на несколько минут частью простого деревенского быта, стоя напротив полотна «Млечный путь».
— Творчество Савельевой отличается утонченностью и удивительной цельностью: несмотря на явную принадлежность к академической школе Абдулзагира Мусаева, ее работы невозможно с чем-либо спутать, разделить на этапы, периоды – это как непрерывный жизненный поток, сама животворящая природа, единая и неделимая, несущая благодать и утешение. В ее картинах раскрываются сакральные смыслы вещей, на первый взгляд весьма обыденных. Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение «красивым и некрасивым» лепестком, бугорком, лесом проникают в душу художника, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не просто лиричны, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину, и их надо увидеть и потом прочитать – ощутить, – говорит о картинах художника член Ассоциации искусствоведов Татьяна Петенина.
Рядом с работами Натальи Савельевой находится живописная работа многопланового художника, чье творчество стоит в ряду классических образцов уникальной культуры Дагестана и по праву занимает достойное место в современном изобразительном искусстве России, — Абдулзагира Мусаева. Картина «Золотой бык», в которой слились воедино изысканный колорит и богатая образность, будто бы отсылает нас к сюжетам античной и восточной мифологии. У каждого возникают свои маслообразы и ассоциации, одни плавно перетекают в другие. Такой метафорический микс будоражит воображение и заставляет вновь и вновь возвращаться посетителя к работе автора.
Абстрактная композиция художника-дизайнера Тагира Гапурова «Идолы» в начале привлекает к себе внимание своей монументальностью. Уже при близком знакомстве зритель ощущает, что каменные глыбы «не хотят» быстро расставаться. Эта внутренняя наполненность работы в очередной раз убеждает гостя выставки, знакомого с творчеством Гапурова, что постоянное общение художника с природой Дагестана, с архитектурой его древних селений, с самобытной культурой ясно отразилось на его художественной манере.
Магомед Сагидаев — молодой художник. Однако, как отмечают многие ценители современного искусства Дагестана, несмотря на то, что автор пока только делает первые шаги, он имеет свой неповторимый стиль и манеру.
Под многими из его работ зритель не найдет даже названий. Как говорит сам Магомед, «названия – всего лишь слова». Они, по его мнению, могут иметь отвлекающий эффект.
… Говорить о работах, представленных на выставке, можно долго. У всех художников свой стиль, манера письма, своя философия. Познакомиться со всем этим богатством стоит однозначно.