X
16:19 15.02.2019

В народе его называли «аварским Отелло»

Жизнерадостный, сердобольный человек, настоящий друг. Всегда шутил, как будто специально был рожден для театра. Всё это о нем – талантливом актере Басире Инусилове. В народе его называли «аварским Отелло».

Молодой горец, простой сельский парень, рожденный в небольшом ауле Тануси Хунзахского района, связал свою судьбу с Аварским театром. Работал барабанщиком, затем в результате упорного труда стал актером.

Одной из первых ролей, которые Басир сыграл на сцене, была роль хромого Дадуча из пьесы Г. Цадасы «Базалай». Дадуч в исполнении Инусилова был веселым балагуром, добродушным горцем. За исполнение этой роли в годы войны артисту вручили Почетную грамоты Президиума Верховного Совета ДАССР. С началом войны Басир ушел на фронт добровольцем, после окончания вернулся в родной театр. За 25 лет работы приобрел богатый опыт, щедро раскрыл свой неповторимый талант. Когда Басир Инусилов играл на сцене Отелло, зрители как бы реально воспринимали его как черного мавра-араба. Черное, загорелое лицо, сверкающие большие глаза, белые-белые, как снег, зубы.

У Басира был особый талант по исполнению классических ролей. Он неподражаемо сыграл в комедии Н. Гоголя «Женитьба» роль Подколесина, в пьесе К. Гольдони «Самодуры» — легкомысленного Леонардо, в драме бразильского драматурга Г.Фигейреду «Эзоп» — Эзопа, в пьесе П. Моляровского «Удивительное сокровище» — алчного Галсана. В 1960 году, во время Декады дагестанского искусства и литературы в Москве, когда Аварский театр показал пьесу Р. Гамзатова «Горянка», Басир Инусилов исполнял роль Али — отца молодой горянки Асият. Можно сказать, что этот образ и стал высшим достижением его артистического мастерства. Не прошло и трех месяцев с того дня, как Басир стал народным артистом Дагестана, за исполнение роли Али ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В трагедии Гаджи Залова «Вдохновенная певица» Басир исполнял роль жестокого тирана — наиба Ахмеда. Он сумел передать черты характера царского чиновника: жестокость, жадность и беспредел.

В расцвете сил и таланта трагически оборвалась жизнь Басира Инусилова. Остались его талантливые образы, имя. Хочется закончить свои воспоминания словами из стихотворения Расула Гамзатова:

Ты прочь ушел без парика, без грима,
В простой одежде уроженца гор.
Мавр может уходить, он сделал дело
И наверняка погиб в последний раз,
И сразу же на сцене опустело,
И грустно замер зал, и свет погас.

Статьи из «Культура»

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

8
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

2
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

3
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

21
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

3
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Щедрость души

8
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Магия творчества

66
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

13
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

5
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...