X
08:07 07.10.2013

В подарок кусочек радуги

В республике состоялись очередные занятия лаборатории режиссеров Северокавказского региона, Абхазии и Южной Осетии под руководством народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ, художественного руководителя Оренбургского драматического театра им. М.Горького, секретаря Союза театральных деятелей РФ, профессора Рифката Исрафилова.

 Организаторы — Гильдия театральных режиссеров России, Союз театральных деятелей России. В работе лаборатории принимали участие режиссеры из Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни, Южной Осетии, Азербайджана.
Это третья встреча режиссеров в Республике Дагестан, где работает 11 национальных театров. Полезность проекта в том, что в его программу вошел просмотр спектаклей театров Махачкалы, Дербента, Избербаша. После каждого спектакля анализировалась работа его режиссеров, актеров и других создателей и участников. В программе лаборатории состоялись тренинги по сценическому движению и актерскому мастерству под руководством преподавателей ГИТИСа профессора Айдара Закирова и доцента Анны Трифоновой для актеров всех театров Дагестана.
Лакский театр им.Э.Капиева представил на суд коллег пьесу Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» в постановке народного артиста РД  Арслана Магомедова.
Наверное, выбор пьесы не случаен. Проецированная на наше время, она заставляет задуматься о вечных ценностях: добре и зле, любви и ненависти, благородстве и предательстве. О немощи тела заботятся многие. Но думают ли о тех, кто умирает без единого прекрасного воспоминания? О тех, кто никогда не видел осуществленной мечты? О тех, чья жизнь не была внезапно озарена тайной и надеждой? Пьесу можно воспринимать по-разному. Кто-то видит в ней историю о любви, искусстве и лжи, а кто-то пронзительную сказку, полную грустной и поэтичной красоты.
Проникшись страданиями несчастной сеньоры Эухении, которая, узнав правду о  внуке, оказавшемся аморальным, эгоистичным иждивенцем, напрочь забываешь, что это только образ, созданный народной артисткой РД Ж.Динмагомедовой. Ее героиня с  достоинством выдерживает удар судьбы и боль сердца, улыбаясь, не показывая глубины своего горя, и погибает внутренне, стоя, как дерево.
Наблюдаешь историю любви и предательства между лже-Маурисио, Мартой-Изабеллой и настоящим Маурисио и не видишь за ними актеров Г.Гарганцова, М.Алиеву и народного артиста РД А.Магомедова.
Мне было интересно, удалось ли Рифкату Вакиловичу понять происходящее на сцене, не зная лакского языка, верно ли, что язык искусства не имеет границ?
— В театре слова — не главное, важнее энергетика, посыл, актерские технологии игры на сцене. Выходя на сцену, нужно сопереживать своему герою, и тогда это перестает быть для тебя игрой. Либо ты играешь, и тогда под маской ты полный ноль, без чувств, без эмоций, без сердца.
— Насколько, на ваш взгляд, артистам удалось донести энергетику пьесы до зрителя?
— Они прекрасно справились. Были, конечно, небольшие шероховатости, но в целом, должен сказать, постановка интересная, образы яркие, многогранные. Особенно хотелось бы отметить талант Арслана Садыковича Магомедова и как режиссера-постановщика, и как актера. Ему удалось передать то, что читается в пьесе между строк: «Близкие люди — это те, кто делает твою жизнь по-настоящему наполненной».
— Как вы считаете, сегодня, когда антреприза становится все более актуальной, есть ли будущее у репертуарного театра?
— Безусловно! Театр – это барометр, который пульсирует современными проблемами. Поэтому к подбору репертуара нужно подходить очень тщательно, учитывая ментальность зрителя, возможности труппы, четко представляя внутреннюю концепцию постановки.
— Но если рассчитывать только на менталитет зрителя, не случится ли так, что востребована будет только национальная драматургия, а Шекспир или тот же Касона останутся «за бортом»?
— Я еще 10 лет назад мечтал поставить шекспировского «Ричарда», а поставил только недавно. Я понимал, что тогда зритель еще не был готов к этому спектаклю и занимался, если так можно выразиться, его «эстетическим воспитанием» много лет, пока наконец понял, почувствовал: пора! И время тоже диктует свои приоритеты. Когда после лихих 90-х мы по-новому осмысливали понимание национального самоопределения, зритель тяготел к национальным авторам. Сегодня, когда мы все чаще задумываемся об общечеловеческих ценностях, такие пьесы, как «Деревья умирают стоя», находят живой отклик в наших сердцах. И в этом главная задача театра. Если такого отклика нет, если между тем, что происходит на сцене, нет духовного единения со зрительным залом, значит, у этого театра нет будущего.
В спектакле директор «волшебного агентства добрых дел» объясняет, что оно создано, чтобы внести в серые будни кусочек радуги. Актеры Лакского театра подарили этот «кусочек радуги» всем зрителям.

Статьи из «Культура»

Под флагом Родины

3
В День Государственного флага России вся страна объединилась в едином патриотическом...

Природа вещей и красок

11
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

23
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

13
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

61
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

10
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

14
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

67
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

93
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

43
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

20
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...