Организаторы — Гильдия театральных режиссеров России, Союз театральных деятелей России. В работе лаборатории принимали участие режиссеры из Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни, Южной Осетии, Азербайджана.
Это третья встреча режиссеров в Республике Дагестан, где работает 11 национальных театров. Полезность проекта в том, что в его программу вошел просмотр спектаклей театров Махачкалы, Дербента, Избербаша. После каждого спектакля анализировалась работа его режиссеров, актеров и других создателей и участников. В программе лаборатории состоялись тренинги по сценическому движению и актерскому мастерству под руководством преподавателей ГИТИСа профессора Айдара Закирова и доцента Анны Трифоновой для актеров всех театров Дагестана.
Лакский театр им.Э.Капиева представил на суд коллег пьесу Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» в постановке народного артиста РД Арслана Магомедова.
Наверное, выбор пьесы не случаен. Проецированная на наше время, она заставляет задуматься о вечных ценностях: добре и зле, любви и ненависти, благородстве и предательстве. О немощи тела заботятся многие. Но думают ли о тех, кто умирает без единого прекрасного воспоминания? О тех, кто никогда не видел осуществленной мечты? О тех, чья жизнь не была внезапно озарена тайной и надеждой? Пьесу можно воспринимать по-разному. Кто-то видит в ней историю о любви, искусстве и лжи, а кто-то пронзительную сказку, полную грустной и поэтичной красоты.
Проникшись страданиями несчастной сеньоры Эухении, которая, узнав правду о внуке, оказавшемся аморальным, эгоистичным иждивенцем, напрочь забываешь, что это только образ, созданный народной артисткой РД Ж.Динмагомедовой. Ее героиня с достоинством выдерживает удар судьбы и боль сердца, улыбаясь, не показывая глубины своего горя, и погибает внутренне, стоя, как дерево.
Наблюдаешь историю любви и предательства между лже-Маурисио, Мартой-Изабеллой и настоящим Маурисио и не видишь за ними актеров Г.Гарганцова, М.Алиеву и народного артиста РД А.Магомедова.
Мне было интересно, удалось ли Рифкату Вакиловичу понять происходящее на сцене, не зная лакского языка, верно ли, что язык искусства не имеет границ?
— В театре слова — не главное, важнее энергетика, посыл, актерские технологии игры на сцене. Выходя на сцену, нужно сопереживать своему герою, и тогда это перестает быть для тебя игрой. Либо ты играешь, и тогда под маской ты полный ноль, без чувств, без эмоций, без сердца.
— Насколько, на ваш взгляд, артистам удалось донести энергетику пьесы до зрителя?
— Они прекрасно справились. Были, конечно, небольшие шероховатости, но в целом, должен сказать, постановка интересная, образы яркие, многогранные. Особенно хотелось бы отметить талант Арслана Садыковича Магомедова и как режиссера-постановщика, и как актера. Ему удалось передать то, что читается в пьесе между строк: «Близкие люди — это те, кто делает твою жизнь по-настоящему наполненной».
— Как вы считаете, сегодня, когда антреприза становится все более актуальной, есть ли будущее у репертуарного театра?
— Безусловно! Театр – это барометр, который пульсирует современными проблемами. Поэтому к подбору репертуара нужно подходить очень тщательно, учитывая ментальность зрителя, возможности труппы, четко представляя внутреннюю концепцию постановки.
— Но если рассчитывать только на менталитет зрителя, не случится ли так, что востребована будет только национальная драматургия, а Шекспир или тот же Касона останутся «за бортом»?
— Я еще 10 лет назад мечтал поставить шекспировского «Ричарда», а поставил только недавно. Я понимал, что тогда зритель еще не был готов к этому спектаклю и занимался, если так можно выразиться, его «эстетическим воспитанием» много лет, пока наконец понял, почувствовал: пора! И время тоже диктует свои приоритеты. Когда после лихих 90-х мы по-новому осмысливали понимание национального самоопределения, зритель тяготел к национальным авторам. Сегодня, когда мы все чаще задумываемся об общечеловеческих ценностях, такие пьесы, как «Деревья умирают стоя», находят живой отклик в наших сердцах. И в этом главная задача театра. Если такого отклика нет, если между тем, что происходит на сцене, нет духовного единения со зрительным залом, значит, у этого театра нет будущего.
В спектакле директор «волшебного агентства добрых дел» объясняет, что оно создано, чтобы внести в серые будни кусочек радуги. Актеры Лакского театра подарили этот «кусочек радуги» всем зрителям.
08:07 07.10.2013
В подарок кусочек радуги
В республике состоялись очередные занятия лаборатории режиссеров Северокавказского региона, Абхазии и Южной Осетии под руководством народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ, художественного руководителя Оренбургского драматического театра им. М.Горького, секретаря Союза театральных деятелей РФ, профессора Рифката Исрафилова.
Статьи из «Культура»
Творчество без барьеров
8В уютном зале Театра поэзии с его камерной атмосферой и тёплым светом софитов на днях вновь...
Ключ от культурной вселенной
3В детстве многим из нас дарили билеты для похода в кукольный театр, а в студенческие годы –...
На пути к совершенству
10Беспощадные клинки впиваются во врага, пришедшего на чужую землю в попытке покорить гордые...
О войне и не только
46В Дагестане продолжается Год 80-летия Великой Победы, и на этот раз наш рассказ о проходившем...
Жить и помнить
9В залах Театра поэзии на днях царила торжественная и одновременно с этим волнительная...
«Встретил тебя, и покой мой исчез…»
19Почти каждое его стихотворение буквально переворачивает привычные представления об окружающем мире. В своих...
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня



