В поисках идеального звучания
Имеющие свою точку зрения на все происходящее, до фанатизма увлеченные своим делом, находящиеся в постоянном поиске и способные выходить из зоны комфорта ради достижения своих целей – именно такие люди способны менять окружающую действительность, становиться новаторами и идейными вдохновителями.
Известный в нашей республике музыкант-кумузист Башир Багавдинов себя к таким личностям не спешит причислять. Как и в любом творческом человеке, в нем говорят скромность и самокритичность. Однако все, кто знаком с его творчеством и с ним лично, знают и отмечают: это виртуоз своего дела, и скромный агач-кумуз в его руках может звучать почти как целый оркестр.
В нашей газете ранее мы не раз писали о творчестве музыканта. Поводом для новой встречи с ним послужило известие о том, что Башир Багавдинов совсем недавно презентовал свой новый, доработанный по его собственным чертежам агач-кумуз. После долгих поисков музыкант добился того звучания, которое искал многие годы.
– С тех пор, как много лет назад я стал играть и писать песни для агач-кумуза, я начал работать над доработкой инструмента. Ранее его уже изменял известный в Дагестане кумузист Рамазан Магомедов, творчество которого на меня также повлияло. Он добавил в инструмент четвертую струну. Но она была практически спаяна с третьей. Я же раздвинул их, тем самым расширив возможности игры. Затем понял, что этого мало, что необходимо немного перестроить само строение и форму кумуза. Мне хотелось добиться идеального звучания, а этого не удавалось сделать с моделью, которую я приобрел у мастера. Поняв, чего мне не хватает, я нарисовал то, как я вижу свой идеальный инструмент, и снова заказал новый агач-кумуз. Уже звучало лучше, но все же не совсем то. Поэтому продолжил работу. Когда последние мои чертежи были готовы, я начал тщательные поиски мастера, который бы изготовил мой идеальный агач-кумуз. Всевышний помог мне – свел с профессионалом своего дела, известным в Кисловодске изготовителем гитар Юрием Кочетковым. Ученик Николая Игнатенко, он знает все тонкости того, как добиться идеального звучания, какие породы дерева лучше всего использовать для тех или иных инструментов, а потому его мастерство востребовано. Он сразу вник в мой замысел, понял то, что я хочу получить в итоге, и начал работу. И вот спустя полгода новенький агач-кумуз радует мой глаз.
– А звук? Доработанный инструмент звучит так, как вы хотели?
– До последнего был страх, что что-то будет не так. Даже боялся брать инструмент в руки, играть на нем. Внешне в нем хорошо все, просто замечательно. Но когда сыграл на нем, понял: «Мастер не подвел». Новый агач-кумуз выдает то, чего от старого своего инструмента я не мог добиться.
Такая высокая оценка – самая большая награда для мастера. Юрий Витальевич Кочетков, приехавший в Дагестан, чтобы лично вручить новый инструмент владельцу, признается, что ранее ему никогда не доводилось создавать в своей мастерской агач-кумуз, и потому у него в начале был страх, что что-то не получится.
– Башир привез свои чертежи, я их изучил, скопировал и работал строго по ним. Но все же как должен звучать идеально этот диковинный для меня инструмент, я до конца не знал. Благо, Башир – человек, по-настоящему преданный своему инструменту, на последних этапах работы сам еще раз приехал, и мы вместе разобрались во всех нюансах. Когда все было готово, я решил сам приехать в Дагестан, чтобы вручить Багавдинову его инструмент. Как же я был удивлен, когда увидел здесь гитару, которую я много лет назад изготовил в своей мастерской. Ее владелец, более семи лет назад купивший её, узнав о моем приезде, пришел на встречу. Моя душа не могла нарадоваться, когда я увидел, в каком идеальном состоянии инструмент, как бережно его хранят. Уверен, что и агач-кумуз в надежных, заботливых руках.
Но Юрий Витальевич приехал к нам не только ради того, чтобы услышать звучание своего нового инструмента. Красоты Дагестана, о которых он много слышал и читал, также не давали ему покоя.
– О великолепной природе вашей республики, замечательных открытых людях мне не раз рассказывал мой племянник, увлеченный краевед, который выпустил не одну книгу о Кавказе. Потому заочно я уже, можно сказать, был знаком с Дагестаном. А когда Башир стал приглашать в гости, решил поехать и увидеть Дагестан вживую. Времени у меня было немного, но зато я успел познакомиться с вашим Каспийским морем. Это, конечно же, сказка. Теперь жду – не дождусь весны, чтобы снова приехать и все посмотреть.
Ну а пока Юрий Кочетков в предвкушении новых встреч со Страной гор, музыкант Башир Багавдинов раскрывает возможности своего усовершенствованного инструмента. Перебирая струны новенького агач-кумуза, он играет любимые мелодии, в которых, если вслушаться, есть всё: и бодрый ритм народного танца, и проникновенный мотив колыбельной, такой родной, до боли знакомый с детства, и величественные ноты патриотического гимна о родной земле… Такая разная музыка, порождаемая талантом музыканта, пробуждает в слушателе самые разные чувства, эмоции, воспоминания и думы.