В помощь режиссёру
Музей истории театров Дагестана представил эскиз декораций Юрия Августовича к спектаклю «Късыр табулду» (в переводе с кумыкского «Вдовушка нашлась»). Спектакль был поставлен по мотивам произведения известного прозаика, драматурга, переводчика, народного писателя РД Магомед-Султана Яхьяева, 100-летие которого отметили в прошлом году.
Он работал на различных административных должностях, был редактором литературно-художественного альманаха «Дружба» («Дослукъ»), заведующим литературной частью Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова. Первые произведения им были созданы во время учебы в педучилище. После войны его стихи, рассказы, очерки стали появляться в газетах и журналах. «Гуляйбат» – первая повесть Магомед-Султана Яхьяева – вышла в 1953 году.
Режиссёр спектакля Зубаил Хиясов известен тем, что в одном только Кумыкском театре им поставлено около 70 пьес и десятки постановок в других театрах республики.
– Юрий Августович работал в трёх театрах: Русском, Даргинском, Кумыкском. Режиссеры Зубаил Хиясов, Мустафа Ибрагимов, Эдуард Асланов приглашали его на постановки. Сначала были Кумыкский музыкально-драматический и Русский драматический театры, основанные в начале ХХ столетия, позже появились Даргинский, Лезгинский, Аварский и Лакский театры, – рассказывает заведующая музеем Лилия Джамалутдинова.
В коллекции – эскизы декораций, костюмов к спектаклям, афиши, фотографии, рукописи известных театральных деятелей, сценические костюмы и многое другое.
Юрий Августович – живописец, график, театральный художник, литератор, теоретик изобразительного искусства. Произведения его хранятся во многих российских музеях и галереях, а также в корпоративных и частных собраниях России, Германии, Швеции,
Франции.
– В 1955 году после холодного Магадана и послевоенной ссылки молодая семья Алексея Августовича и Галины Конопацкой, выбрав среди небольшого списка разрешённых для поселения мест Дагестан, приехала в Махачкалу. И они остались здесь навсегда. Их детям – тоже будущим художникам – Наташе и Юре крайне необходимы были солнце, тепло и море! Алексей и Галина сразу же влились в небольшой коллектив Союза художников ДАССР, став активными участниками выставок, причем всесоюзного и всероссийского масштаба. Уже в Дагестане сын Юрий Августович и дочь Наталья Мурзабекова окончили Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. Их стиль сложился под влиянием семьи и творческой атмосферы, но он абсолютно свой, особенный. Супруга Юры – Жанна Колесникова – тоже художник, пришла в семью со своим багажом. Ее отец – известный художник Василий Колесников с Кизлярщины. Наташа вышла замуж за однокурсника Камиля Мурзабекова, ставшего впоследствии крупным художником театра и кино, станковым живописцем и графиком. Все их дети продолжили творческие традиции в третьем поколении, – поделилась историей семьи Августовичей искусствовед Джамиля Дагирова.
Свое восприятие новой земли супруги передали в полотнах. Они навсегда стали частью Дагестана. Произведения, ставшие культурным наследием, хранятся в собраниях музеев, частных коллекциях. И это отражение восприятия горного края, его истории и богатого народного искусства. Августовичи писали о республике с любовью, и поэтому их произведения наделены особой силой. Большая семья художников, но у каждого свой неповторимый почерк, стиль. Их имена занимают особое место в изобразительном искусстве Дагестана.