В приданое горцу
Что давали в приданое мужчине и какой предмет домашней утвари отвечал за статусность жениха? Ответы, на первый взгляд, на необычные вопросы мы искали в горах Дагестана.
В 1943 году с Великой Отечественной войны вернулся домой Умма Амиров, вернулся инвалидом. Решили его женить. Сосватали невесту и поехали за ней в селение Ругуджа. Два двоюродных брата его Джахбар и Джаппар прискакали на лошадях в Гуниб, взяли котёл и всю дорогу от Гуниба до Ругуджа везли посудину, держа её между лошадьми. Пока котёл с пловом не доставили, свадебную процессию в дом невесты не запускали. Танцевали, пели, но в дом ни ногой. Конечно, кто же отдаст невесту без котла?! Эту невыдуманную историю рассказала заведующая Гунибским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана) Патимат Алискандиева. Сегодня тот самый котёл – музейный экспонат.
– Котлы у нас в музее самых разных форм и конструкций: цилиндрической формы, формы усечённого конуса, овальные, подвесные. Учёные предполагают, что искусство изготовления бронзовых котлов пришло в Кубачи из Хорасана – области, расположенной на северо-востоке Ирана. Однако нельзя утверждать, что местные литейщики полностью копировали формы иранских котлов. Чаще всего они добавляли детали, меняли форму борта и придумывали новые изображения, украшавшие изделия. Вскоре литьё котлов стало одним из самых востребованных ремёсел среди кубачинских мастеров и дожило до середины 1970-х годов. Периодом его расцвета считаются XIII–XV века – тогда кубачинцы достигли совершенства как в производстве, так и в декорировании бронзовых изделий. Котлы закрытого типа имели шаровидную форму и отличались богатым узором, – рассказывает Патимат Алискандиева.
Котёл – единственный предмет из домашней утвари, который обязательно давали в приданое мужчинам. Это означало, что он готов кормить семью, готов к семейной жизни.
– Еду готовила жена, а вот из чего готовить, всегда было заботой и обязанностью мужчины. А статус жениха определяли по котлу, и, конечно, всех превосходил кубачинский котёл. Если жених нёс в приданом кубачинский котёл, значит он из состоятельной семьи, – добавляет заведующая музеем.
Немного истории
Медная посуда, по сравнению с керамической или деревянной, была более надёжной в быту и постепенно сменила керамическую, несмотря на то что стоила гораздо дороже и изготовить её было непросто. Но так стало не сразу, не каждая семья могла позволить себе посуду из меди.
С чего всё начиналось, изучили историки. Рассказывают, что состоятельные горцы, прежде всего феодальная знать, широко пользовались медной чеканной утварью и привозной фарфоровой и фаянсовой посудой. В бедных же семьях утварь состояла главным образом из деревянных и керамических предметов. В XIX веке в Дагестане появляются привозная посуда и другие предметы домашнего обихода. Помимо прочего, в обиходе имелись сосуды, изготовленные из желудков мелкого рогатого скота или из кишок крупного рогатого скота.
– В прошлом посуда и утварь были менее разнообразны, но при этом некоторые предметы были связаны со сложной символикой, в частности солонки, отличающиеся оригинальной резьбой, – рассказывает историк Карина Басирова. – Необходимо отметить роль подносов из дерева и меди у горцев Дагестана, которые часто заменяли столики. Состоятельные горцы имели стеклянную, хрустальную, фарфоровую посуду. Особым предметом роскоши считались приборы из серебра и золота. Столовую посуду, богато орнаментированную, ставили на самое видное место.
Историк Б. Алимова писала, что, кроме долблённой деревянной утвари, встречалась ещё и бондарная, её набирали из узких, длинных, тщательно выструганных дощечек-клёпок, которые плотно пригонялись друг к другу, облегая круглое дно, и стягивались вверху и внизу обручами. Таким образом делали бочонки, подойники. Из деревянной утвари встречались долблённые корыта, использовавшиеся для стирки белья, кормления птицы и скота; в них содержали и другие продукты. Некоторая посуда была украшена орнаментами, различными символами.
Известными центрами по производству керамической посуды в Дагестане являются Балхар и Сулевкент. Изготавливались водоносные сосуды, кувшины для умывания, маслобойные, для засолки брынзы, для зерна, для молочных продуктов и значительно меньше столовая керамика – блюда, миски, кружки.
Историк М. Маммаев в одном из научных трудов писал, что «в Сулевкенте ещё в эпоху средневековья было известно производство глазурованной керамической посуды, и объяснялось это влиянием Дербента, так как село находилось недалеко от Дербента, где в IX–XIII вв. и в последующие периоды высокого уровня достигли производство художественной поливной керамики, техника и технология выделки, которую рано освоили сулевкентские мастера-гончары. Изготовление в Сулевкенте обычной неглазурованной керамики имеет древние корни, судя по характерной для него посуде – чашам, кувшинам, мискам, хумам, маслобойкам и особенностям их декоративной отделки».
А Кубачи славилось мастерами медно-чеканного дела и других видов металлообработки. По сведениям историка А. Магомедова, в Кубачи ещё в средние века занимались литьём котлов и светильников. В открытых источниках говорится, что узор кубачинского подноса XVIII века представлял собой «крутящийся» солярный знак с рельефно выступающими элементами узора, равномерно заполняющими края изделия. В XIX–XX веках подносы начали украшать гравированным растительным орнаментом.
Изготовлением медно-чеканной посуды прославились и аварские селения Гоцатль, Ичичали. Были известны мастера в сёлах Гагатль, Корода, Чох, Согратль, Тлейсерух, Кумух, Табахлу, Мукар, Хури, Кунди, Вильтах, Тулизма, Хурукра, Цовкра, Чара, Унчукатль. Изготовлением медной посуды в начале XIX века занимались в Нижнем Казанище и Каякенте.
Так в Дагестане появлялись подносы, сковородки, тазы, дуршлаги, блюда, подойники, котлы, кувшины и ковшики и много того, без чего невозможно было обойтись в быту. И часть этих предметов становились семейной реликвией.