X
10:09 02.02.2022

В приданое горцу

Что давали в приданое мужчине и какой предмет домашней утвари отвечал за статусность жениха? Ответы, на первый взгляд, на необычные вопросы мы искали в горах Дагестана.

В 1943 году с Великой Отечественной войны вернулся домой Умма Амиров, вернулся инвалидом. Решили его женить. Сосватали невесту и поехали за ней в селение Ругуджа. Два двоюродных брата его Джахбар и Джаппар прискакали на лошадях в Гуниб, взяли котёл и всю дорогу от Гуниба до Ругуджа везли посудину, держа её между лошадьми. Пока котёл с пловом не доставили, свадебную процессию в дом невесты не запускали. Танцевали, пели, но в дом ни ногой. Конечно, кто же отдаст невесту без котла?! Эту невыдуманную историю рассказала заведующая Гунибским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана) Патимат Алискандиева. Сегодня тот самый котёл – музейный экспонат.

– Котлы у нас в музее самых разных форм и конструкций: цилиндрической формы, формы усечённого конуса, овальные, подвесные. Учёные предполагают, что искусство изготовления бронзовых котлов пришло в Кубачи из Хорасана – области, расположенной на северо-востоке Ирана. Однако нельзя утверждать, что местные литейщики полностью копировали формы иранских котлов. Чаще всего они добавляли детали, меняли форму борта и придумывали новые изображения, украшавшие изделия. Вскоре литьё котлов стало одним из самых востребованных ремёсел среди кубачинских мастеров и дожило до середины 1970-х годов. Периодом его расцвета считаются XIII–XV века – тогда кубачинцы достигли совершенства как в производстве, так и в декорировании бронзовых изделий. Котлы закрытого типа имели шаровидную форму и отличались богатым узором, – рассказывает Патимат Алискандиева.

Котёл – единственный предмет из домашней утвари, который обязательно давали в приданое мужчинам. Это означало, что он готов кормить семью, готов к семейной жизни.

– Еду готовила жена, а вот из чего готовить, всегда было заботой и обязанностью мужчины. А статус жениха определяли по котлу, и, конечно, всех превосходил кубачинский котёл. Если жених нёс в приданом кубачинский котёл, значит он из состоятельной семьи, – добавляет заведующая музеем.

Немного истории

Медная посуда, по сравнению с керамической или деревянной, была более надёжной в быту и постепенно сменила керамическую, несмотря на то что стоила гораздо дороже и изготовить её было непросто. Но так стало не сразу, не каждая семья могла позволить себе посуду из меди.

С чего всё начиналось, изучили историки. Рассказывают, что состоятельные горцы, прежде всего феодальная знать, широко пользовались медной чеканной утварью и привозной фарфоровой и фаянсовой посудой. В бедных же семьях утварь состояла главным образом из деревянных и керамических предметов. В XIX веке в Дагестане появляются привозная посуда и другие предметы домашнего обихода. Помимо прочего, в обиходе имелись сосуды, изготовленные из желудков мелкого рогатого скота или из кишок крупного рогатого скота.

– В прошлом посуда и утварь были менее разнообразны, но при этом некоторые предметы были связаны со сложной символикой, в частности солонки, отличающиеся оригинальной резьбой, – рассказывает историк Карина Басирова. – Необходимо отметить роль подносов из дерева и меди у горцев Дагестана, которые часто заменяли столики. Состоятельные горцы имели стеклянную, хрустальную, фарфоровую посуду. Особым предметом роскоши считались приборы из серебра и золота. Столовую посуду, богато орнаментированную, ставили на самое видное место.

Историк Б. Алимова писала, что, кроме долблённой деревянной утвари, встречалась ещё и бондарная, её набирали из узких, длинных, тщательно выструганных дощечек-клёпок, которые плотно пригонялись друг к другу, облегая круглое дно, и стягивались вверху и внизу обручами. Таким образом делали бочонки, подойники. Из деревянной утвари встречались долблённые корыта, использовавшиеся для стирки белья, кормления птицы и скота; в них содержали и другие продукты. Некоторая посуда была украшена орнаментами, различными символами.

Известными центрами по производству керамической посуды в Дагестане являются Балхар и Сулевкент. Изготавливались водоносные сосуды, кувшины для умывания, маслобойные, для засолки брынзы, для зерна, для молочных продуктов и значительно меньше столовая керамика – блюда, миски, кружки.

Историк М. Маммаев в одном из научных трудов писал, что «в Сулевкенте ещё в эпоху средневековья было известно производство глазурованной керамической посуды, и объяснялось это влиянием Дербента, так как село находилось недалеко от Дербента, где в IX–XIII вв. и в последующие периоды высокого уровня достигли производство художественной поливной керамики, техника и технология выделки, которую рано освоили сулевкентские мастера-гончары. Изготовление в Сулевкенте обычной неглазурованной керамики имеет древние корни, судя по характерной для него посуде – чашам, кувшинам, мискам, хумам, маслобойкам и особенностям их декоративной отделки».

А Кубачи славилось мастерами медно-чеканного дела и других видов металлообработки. По сведениям историка А. Магомедова, в Кубачи ещё в средние века занимались литьём котлов и светильников. В открытых источниках говорится, что узор кубачинского подноса XVIII века представлял собой «крутящийся» солярный знак с рельефно выступающими элементами узора, равномерно заполняющими края изделия. В XIX–XX веках подносы начали украшать гравированным растительным орнаментом.

Изготовлением медно-чеканной посуды прославились и аварские селения Гоцатль, Ичичали. Были известны мастера в сёлах Гагатль, Корода, Чох, Согратль, Тлейсерух, Кумух, Табахлу, Мукар, Хури, Кунди, Вильтах, Тулизма, Хурукра, Цовкра, Чара, Унчукатль. Изготовлением медной посуды в начале XIX века занимались в Нижнем Казанище и Каякенте.

Так в Дагестане появлялись подносы, сковородки, тазы, дуршлаги, блюда, подойники, котлы, кувшины и ковшики и много того, без чего невозможно было обойтись в быту. И часть этих предметов становились семейной реликвией.

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

225
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...