В ритме горского танца
В мир танца Абдулхалика Магомедова привела детская мечта. Ему нравилось танцевать, но записываться в кружок он не спешил, ведь сверстники поголовно шли в спортивные секции. А тут танцы...
И все-таки когда в 1988 году Абдулхалик увидел объявление о наборе в танцевальный коллектив «Гергебиль», то не смог пройти мимо. Конкурсный отбор проводил заведующий отделом Дома культуры. Увидев высокого, статного, в хорошей физической форме парня, он сказал, что у него есть все данные, чтобы стать танцором. Надо отметить, на тот момент Магомедову было почти 25 лет, но какая разница, если тело пластичное, душа поет… Так он попал в первый состав ансамбля «Гергебиль», а сегодня уже сам руководит этим коллективом.
Абдулхалик живет в с. Чалда, что находится неподалеку от Гоцатлинской ГЭС, работает в Центре культуры Гергебиля, районном центре, своем родовом селе.
По совету родителей в 1994 году окончил Буйнакский сельскохозяйственный колледж, а потом музыкальный факультет ДГПУ.
«Я люблю жизнь в движении. С детства был артистичным, обладал музыкальным слухом, поэтому и пошел на пробы. В течение 9 месяцев из молодежи района, любителей танцевать на вечерах и свадьбах, был укомплектован коллектив. Среди новоиспеченных артистов были и те, кто не знал позиции рук, как правильно держать корпус, выполнять двойной шаг, не говоря о более сложных элементах танца. Всего набрали 24 человека – 12 пар. И первый наш выход был в зажигательном, ритмичном «Горском танце», – вспоминает Абдулхалик Магомедов.
В репертуаре ансамбля традиционные танцы, хореографические композиции: «Приветственная лезгинка», «Гергебильский танец», «Горцы», «Аварский девичий», «Парная лезгинка», «У родника», «Танец чабанов», «Шуточный танец», инструментальная композиция «Ритмы гор» и другие.
Каждый из них – это целый мини-спектакль, который рассказывает о жизни и быте жителей гор. Это оригинальное сочетание народной хореографии, хорового исполнения песен, инструментальной фольклорной музыки и уникальных народных костюмов, придающих ансамблю «Гергебиль» узнаваемость и оригинальность. Любовь к танцу, к народному искусству, воплощенные в различных композициях, отличают работу Абдулхалика среди коллег по танцевальному цеху.
«В «Гергебильском танце» для меня есть что-то, что невозможно объяснить, а только почувствовать на генетическом уровне. В нем история моего народа, а значит, и моя, как его частицы. Музыка звучит по-особенному, я узнаю ее из тысячи мелодий. Это небольшое фольклорное представление. Задорный, стремительный «Танец чабанов» похож на соревнования, «Парная лезгинка» и «Девичий танец» – воплощение нежности, изящества, грациозности, а вот танец закатальских аварцев «Лингла» – выразительная композиция сбора урожая винограда», – делится хореограф.
Основными задачами коллектива являются возрождение и сохранение традиционной танцевальной культуры аварцев, приобщение подрастающего поколения к культурному наследию, преемственность традиций. Много времени А. Магомедов проводит на сцене, обучая молодых танцоров. В районе функционирует детский ансамбль «Зуберха», названный в честь одной из самых высоких гор в Дагестане.
Абдулхалик совершенствует и свои профессиональные навыки, занимаясь по интернету, посещая мастер-классы, перенимая опыт у известных хореографов республики. Такой подход к работе не мог остаться невостребованным: с 2002 по 2010 год по приглашению Левашинского района он проработал в ансамбле «Авадан», с 2010 по 2014 гг. – в ансамбле Гунибского района.
«Танцору не обойтись без сильного и железного характера. В нашем ремесле он либо закаляется, либо ломается. Ну и, конечно, важны профессиональные навыки – музыкальный слух, артистичность, умение держаться на сцене. Можно научить человека писать, читать и даже рисовать, но танцевать, если ты не обладаешь всем вышеперечисленным, не получится. Родители не хотели, чтобы я связал свою жизнь, будущее с танцами. Хотя в молодости мои бабушка и мама тоже неплохо танцевали. Другое дело – папа. Он бухгалтер, мечтал для меня о более перспективной работе. Но мой дебет с кредитом сошелся в пользу танца, а бухгалтером стал младший брат», – с иронией говорит наш герой.
С организацией фольклорных композиций Абдулхалику помогают аксакалы района, хранители старинных обычаев и традиций, знающие характерные движения рук, ног танцевальной эпохи прошлого. На постановку обрядового танца «Свадьба в горах» ушло два месяца. Свадьба в дагестанском селе представляет собой большой всеобщий праздник. По этому случаю из сундуков достают старинные наряды, музыканты настраивают свои инструменты, готовят площадку для танцев. Артисты ансамбля «Гергебиль» развернули это действо на сцене.
«В прошлом году на фестивале-конкурсе творческих коллективов в Астрахани мы выиграли грант национального проекта «Культура» в размере 2 млн рублей. Эти средства планируем направить на шитье костюмов и постановку зрелищных композиций. Два профессиональных танца – «Аварский» и с саблями про наиба Идриса (защитник Гергебиля во время Кавказской войны) – будет осуществлять Али Магомедалиев, руководитель ансамбля «Ватан», – делится танцор.
В 2007 году Абдулхалик Магомедов был награжден Почетной грамотой Министерства культуры Республики Дагестан. Звание «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества» ансамблю «Гергебиль» было присвоено в 2008-м.
Хореографический коллектив с его прославленным руководителем, который получил в 2023 г. премию «Душа Дагестана» в номинации «Народный танец», полны сил и творческой энергии для того, чтобы ритмы гор продолжали звучать со сцены. А оттуда спускаться в народ, радуя всех, кто слышит и видит служителей народного танцевального искусства.