X
08:23 11.08.2023

«В современной России нет такой профессии – писатель»

Беседовал Владислав Косолапкин, Газета «Казанские ведомости», №110, 3 августа 2023 г. / Фото Фарита Муратова
Выпуск - 2023 №№ 236-237
17

Писательский талант редок, а его обладатель, как правило, наделен особым взглядом на мир и жизнь. В разные времена роль писателей в нашей стране отличалась. Некоторые были обласканы властью и вниманием читателей. Другим досталась куда более горькая доля.

Порассуждать о роли писателя в прошлом, настоящем и будущем читательский клуб «КВ» пригласил писателей, выпускников московского Литературного института имени А. М. Горького Сергея Грачева и Александра Воронина. Повод для этого нашелся более чем достойный – 14 июля исполнилось 280 лет со дня рождения писателя и государственного деятеля, нашего земляка Гавриила Романовича Державина.

Державин: консерватор или новатор?

– Как менялось отношение к творчеству Гавриила Державина у современников и потомков?

Сергей Грачев:

– В глазах потомков Державин выглядел как весьма консервативный поэт, однако он нанес серьезный удар по устоявшимся в то время традициям стихо­сложения. Он посягнул на основной закон классицизма, который признает юмор и сатиру исключительно низким жанром. Державин же позволил себе иронию в отношении царствующей особы, показал ее простым человеком, который может умываться и причесываться. Никто до Державина не писал возвышенные стихи о крепостных, а он написал «Русские девушки», описал красоту в противовес античным идеалам. Во многом он стал провозвестником реализма. А его последователи, такие как Пушкин, уже закрепили эту традицию.

Александр Воронин:

– Державин в своей оде «К Фелице» восхищается богиней счастья, подразумевая императрицу Екатерину II. Ей очень понравилось такое сравнение, тем более форма лести к самодержице в некой условно-шутливой форме. Государыня это отметила, пожаловав шкатулку, украшенную бриллиантами, а в ней 500 червонцев… Благодаря стихам Державин стал губернатором, а потом сенатором. Кем он в сущности был? Небогатым казанским дворянином, который вряд ли мог рассчитывать на подобную карьеру.

– В чем еще выражался его новаторский подход?

А. В.: В лексике, которую использовал Державин. Михаил Ломоносов ввел в русский язык понятие о штилях: высоком, среднем и низком. В поэзии ориентировались на высокий, но уже к концу XVIII века это звучало весьма архаично. Державин стал отступать от канонов высокого штиля. Вместе с тем в одической традиции он достиг вершины, создав гениальную оду «Бог». С ней он вписал свое имя в сонм бессмертных! Александр Пушкин не случайно вспомнил его в «Евгении Онегине». При этом сам относился к поэтическому кружку, где Державина считали консерватором.

– То есть уже следующее поколение поэтов признавало его заслуги?

А. В.: В истории золотого века русской классической литературы прочно закрепилось понятие «поэты пушкинской поры», и Гавриил Романович Державин, конечно, украсил эту плеяду. В этом году мы празднуем еще одну знаменательную дату – 190 лет со времени посещения (первого и последнего в жизни) Казани Александром Сергеевичем Пушкиным. Он собирал материалы для книги «История Пугачева» и не скрывал, что его интересуют живые свидетельства Пугачевского бунта. Большую часть статистических и документальных сведений он почерпнул еще в столице, детально изу­чив записки Державина по этой теме. Гавриил Романович, таким образом, стал главным источником для Пушкина в его работе над книгой.

В 1833 году Александр Пушкин посетил Казань, изучив державинские докладные записки

– Наследие поэта остается актуальным?

С. Г.: В моей семье хранится реликвия – том сочинений Державина издания XIX века. Возможно, книга как-то связана с «Московским Парнасом» – бывшим имением князей Вяземских в «Остафьево», расположенным неподалеку от Подольска. Мне она досталась от главного кассира дореволюционного завода «Зингер», который является моим дальним родственником. Я веду молодежное литературное объединение «Имение». В день отъезда в Казань, в первой половине дня, провел в подмосковном Подольске творческий семинар молодежного литобъединения, на котором студийцы-школьники читали стихи по этой книге державинских сочинений, беседовали по теме «Новаторство Державина – отказ от иерархии классицизма». Говорили о важности бумажной «исторической» книги: взять в руки издание 1847 года, которое, возможно, побывало в руках классиков золотого века литературы, и читать его вслух сегодня – это не просто работа с наглядным пособием, а нечто большее. Юная участница лито Виктория Буян даже сочинила экспромтом стихотворное «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Отрадно наблюдать, как школьники берут эту книгу и читают стихи, напечатанные старым шрифтом, а под впечатлением от них сочиняют и собственные.

Советское прошлое и непростое настоящее

– Державин, благодаря своим стихам, вошел в высшую власть страны. Вы начали свой творческий путь еще во времена Советского Союза, когда писателей называли властителями человеческих дум. Насколько изменилось положение литераторов с тех времен?

А. В.: В советское время существовали творческие союзы, которые были призваны не только объединять представителей свободных профессий – литераторов, художников, композиторов, но и обеспечить их социальную защиту, то есть медицинское обслуживание, пенсии и прочее. Вот уже 30 лет наши творческие союзы добиваются восстановления своих профессиональных прав. Вы знаете, в современной России нет такой профессии – писатель, литератор.

Существующие союзы минюст регистрирует как общественные организации. Поэзия сегодня хобби… И дело не только в пособиях и льготах. Надо прямо говорить: отечественную литературу с развалом СССР сознательно и целенаправленно уничтожали, как и нашу систему народного образования, ибо наши враги прекрасно знают, что «поэт в России больше, чем поэт», а писатели у нас не просто книжки пишут, но и формируют умы. Вой­на против нашего народа велась по всем направлениям и никогда не прекращалась на самом деле.

В 2003 году в Казани воссоздали памятник Гавриилу Державину

С. Г.: В советское время на гонорар от романа писатель мог купить автомобиль, жить несколько лет, продолжая писать где-нибудь в Переделкино или Коктебеле. В 1992 году мы все это потеряли. Сейчас гонорар за роман, написание которого заняло несколько лет, может составлять 20–30 тысяч рублей. Знакомые издатели говорят, что к ним сегодня приходят только авторы, которые попросту не могут не писать. О заработке здесь речь не идет.

– Среди ваших знакомых наверняка много писателей из того времени.

С. Г.: Недавно я выпустил книгу «Огням бросая луч ответный…», куда вошли статьи и очерки, посвященные писателям, с которыми был знаком и которых с нами уже нет. Их судьбы очень разные. Так, например, Павел Северный, урожденный барон фон Ольбрих, эмигрировал в годы Гражданской войны, но вернулся в самое трудное для нашей страны время – в Великую Отечественную войну. Александр Мишарин за свою жизнь написал более 30 пьес и киносценариев и жил очень благополучно. Пожалуй, самые известные его работы – сценарии к фильмам «Усатый нянь» и совместно с Тарковским «Зеркало».­ А вот Николай Панин, автор историко-биографических романов об Александре Македонском и его отце Филиппе, умер в нищете. Писательские судьбы бывают очень разными.

Цифровизация наступает

– Как вы считаете, нас все еще можно называть самой читающей страной?

А. В.: В Советском Союзе газеты, журналы и книги выходили бешеными тиражами. Стоило это копейки, а приносило в бюджет страны огромные деньги. Союз писателей прекрасно жил всего на 1 % отчислений от продажи книг. На эти средства содержались многочисленные дома творчества в разных уголках страны.

Издание Державина 1847 года, которое, возможно, побывало в руках классиков золотого века литературы

При правильной постановке вопроса читающее население выгодно для страны. А сейчас путем цифровизации делается все, чтобы это становилось невыгодным. При том, что содержание писателей для бюджета, по сравнению с кино или телевидением и интернет-ресурсами, обходится в разы дешевле. В ряде стран статус писателя по-прежнему остается крайне высоким. Например, в Норвегии. Там со времен обретения независимости (в XIX веке) поддерживают творцов государственными субсидиями и пенсиями. А у нас структура книгоиздания разрушена.

– В чем это проявляется?

С. Г.: В Подольске не осталось ни одного собственного киоска печати, только московская сеть. Разумеется, местная пресса в ней не продается, потому что не приносит дохода. В Московской области закрыли огромное количество местных СМИ. Все внимание властей уделяется онлайн-направлению. Через некоторое время чиновники поняли свою ошибку и попытались возродить редакции. Но урон нанесен колоссальный. Я считаю это вредительством.

– А что вы можете сказать о библиотечной системе?

С. Г.: Проблемы есть и там. Они неплохо работают как читательские клубы, но в них элементарно не хватает книг. Особенно это касается произведений школьной программы. Не хватает даже «Войны и мира»! Фонды библиотек нуждаются в постоянном обновлении. А к списку закупаемых книг возникают серьезные вопросы. Зачастую библиотеки закупают не просто слабые, а прямо-таки вредные детские книги.

Идет дискредитация профессии писателя

– Сергей Анатольевич, вы много лет руководите молодежным литературным объединением «Имение». Много ли их в стране?

С. Г.: В современной России гораздо меньше, чем было в советский период. Недавно мне звонил из Москвы один мой бывший ученик, пожаловался, что перерыл всю столицу, но не нашел ни одного литературного объединения. Возможно, плохо искал. А ведь это очень необходимо для нового поколения.

В советское время существовали творческие союзы, которые были призваны не только объединять литераторов, художников, композиторов, но и обеспечить их социальную защиту, то есть медицинское обслуживание, пенсии и прочее

А. В.: В Казани еще остались литературные объединения, в основном они тоже работают при библиотеках. К сожалению, старейшее литобъединение имени М. Зарецкого при Музее Горького практически перестало существовать… Мы сохранили в стране систему детских музыкальных и художественных школ. А вот с обучением писательскому ремеслу дела обстоят плачевнее. Писателей и сценаристов готовят вузы, но нарушается основной принцип непрерывного трехступенчатого образования.

– Государство оплачивает вашу деятельность?

С. Г.: Работа в издательстве позволяет найти время на общение с молодежью. ЛитО – общественная нагрузка. Достаточно долго я пытался получить финансирование на функционирование нашего объединения, но безуспешно. В советское время работа руководителя лито оплачивалась.

Интернет позволил публиковать свои произведения абсолютно всем. Конечно, такая свобода открывает таланты, но среди сетевых авторов очень много откровенных графоманов.

С. Г.: Происходит страшная дискредитация профессии писателя. А умение читать и воспринимать хорошую литературу также необходимо развивать. Помочь в этом может система литературных объединений для школьников.

Источник

Статьи из «Культура»

Каноны и современность

18
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

73
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

25
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

Когда поёт Кумратова…

10
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

148
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

23
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

16
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

44
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

«Подарите мне это чудесное море!»

18
В этом году известная актриса Лариса Удовиченко отметит...

Умелая рука мастера слова

13
Книга переводов на русский язык стихов и поэм Абдуселима Исмаилова, которую по своим...