В зеркале классики
В Дагестане продолжается V Международный фестиваль русских театров. Ведущие коллективы нашей страны в минувшие дни представили на суд дагестанцев лучшие свои работы.
Московский драматический театр на Перовской на сцене Кумыкского театра показал дагестанскому зрителю спектакль «Метель» по одноименному классическому произведению Александра Пушкина.
Жанр спектакля режиссер Гульнара Галавинская определила как фантазии и сны. По ее словам постановка выстроена таким образом, чтобы зрители вместе с героями пытались ответить на, пожалуй, главный человеческий вопрос: «Если каждый из нас сам кузнец своего счастья, то почему не всегда оно приходит таким, каким видится каждому из нас?».
Из всех пяти «Повестей Белкина» «Метель» менее всего «избалована» вниманием театральных деятелей и кинорежиссеров. Вероятно, потому, что Пушкин в ней задает ряд вопросов о смысле бытия, но ни на один из них не дает готовых ответов-рецептов.
— Метель у Пушкина – что это? – задается вопросом режиссер-постановщик Гульнара Галавинская. – Ведь не просто снег, который сыплется сверху, а смысловая метафора, ключевой образ. Зачем автор посылает ее своим персонажам? Почему всех завьюжило-закружило? Откуда возникает мистичность? И почему не нужно забывать о том, что в мире существуют и главенствуют гораздо более мощные силы, чем наша воля? Каждый посмотревший спектакль сам должен для себя ответить на эти вопросы.
Дагестанский зритель запомнит этот спектакль не только за отличное воспроизведение текста Пушкина, но и за современный и подчеркнуто стильный образ постановки. «Живые», постоянно меняющиеся пространственные декорации-трансформеры (художник Андрей Щаев) дополнялись изысканными световыми решениями (художник по свету Константин Рожков). Весьма органично смотрелся и другой прием – включение в игру песочной анимации, картины которой были созданы к «Метели» признанным мастером этого вида искусства Сергеем Назаровым.
Еще один спектакль, тоже поставленный по классике отечественной литературы, но уже более приближенный к нашим реалиям, на большой сцене Русского театра представил Государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова из Грозного – «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова. Произведения Вампилова составляют «золотой фонд» отечественной драматургии ХХ века. Именно поэтому театр и обратился к наследию писателя.
По словам режиссера Дмитрия Павлова, в этой пьесе содержится в должной пропорции все, что нужно для души: любовь, соперничество, обман, разочарования, судьбоносные встречи, тема отца и сына, извечный жгучий вопрос, который возвышает этот материал.
— В сегодняшнем дне испытывается некое голодание как художником, так и зрителем по советской драматургии Розова, Арбузова, Вампилова, Володина… И для нас, молодых людей, особенно важно и ценно прикоснуться к светлым и чистым сторонам шестидесятых, потому что это еще и наши родители. Они были молоды и красивы, полны иллюзий и надежд, сходили с ума от «Битлов», хулиганили, как мы, творили глупости и совершали благородные поступки. Умели терпеть, ждать, любить и жить по совести. Так вот этот спектакль – своего рода телеграмма благодарности всем родителям, которые были счастливы в то далекое и прекрасное время.
Дмитрий Павлов выступил также сценографом и музыкальным оформителем. Он сделал все, чтобы сценография не была усложнена многочисленными декорациями: две скамейки, стол, вешалка – все это и есть дом Сарафановых.
В спектакле много интересных сценических находок и сильных сцен. Достаточно вспомнить финал первого акта, когда молодые герои дерутся, льется настоящая вода, рвутся подушки, перья заполняют всю сцену. Вокруг никого нет, кроме них, двух влюбленных, сидящих на полу, освещенных ярким светом… Яркие сцены усиливались удачно подобранной музыкой (в основном произведениями бардов).