Вдохновение Дагестаном
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я буду рассказывать о том, где, когда и кем был подписан этот договор, то это не ко мне.
Потому что эта история не о подписании договоров о единстве. Она о единстве, для которого не нужны подписи и бумаги, потому что оно в сердце. А для любви нет никаких политических, этнических и территориальных преград.
Мое повествование – о белорусской художнице, которая два года назад приехала в Дагестан на биеннале и, как сама признается, «оставила там свое сердце».
Как я с ней познакомилась? История начиналась так…
«Мам, ты просто не представляешь, что я сейчас видела на выставке. Дагестан!», – вопит в трубку дочь моей подруги, которая живет в Минске. Ее восторг понятен. За тысячи километров вдруг ощутить дыхание малой родины. Но на то мы и журналисты, чтобы даже малый намек превратить в инфоповод. Стала выяснять: кто, где, зачем. И узнала, что автор работ Мария
Сырокваш – молодая, талантливая минчанка, профессиональный художник. В 2019 году поступила в Белорусскую государственную академию искусств на отделение графики. Работает в разных техниках, принимает активное участие в инсталляционных и перформансных проектах.
В 2022 году Мария подала заявку на участие в Международном биеннале печатной графики «Кубачинская башня». Это выставка-конкурс, раз в два года проходящая в Дагестане. Познакомившись с её работами, организаторы биеннале посчитали, что было бы неплохо познакомиться с ней лично, и пригласили на пленэр. В течение десяти дней Мария гостила в нашей республике, и, как результат, на свет появилась целая серия «кубачинских» картин.
Как рассказывает сама автор, она вместе с родителями много путешествовала. В детском сознании затаились образы старых усадеб, дворцов, храмов, покрытых мхом камней, парков и отдельных деревьев. Бывая по нескольку раз в одних и тех же местах, Мария видела, как беспощадное время разрушает то, что не смогли разрушить люди. Так возникла идея проекта – запечатлеть в работах исчезающие образы.
– А в Кубачах все просто дышало историей, – вспоминает моя собеседница. – Мы вставали ранним утром и бежали рисовать, возвращались отдохнуть, и снова – рисовать, вечером – снова, а ближе к ночи – разбор нарисованного, показы… А на картинах – волшебство, какое открылось всем: в окружающей красоте природы, в сменяющихся световых видениях дня и ночи, в самих кубачинцах, в их одеждах и деталях бытовой обстановки, в памятниках старины, в лицах жителей… Открылось то пространство национального, самобытного, которое просто просилось на холст.
На участие в заявленном конкурсе Мария представила линогравюру «Часовня. Знаки реальности».
– Процесс создания той же линогравюры достаточно трудоемкий и времязатратный. Чтобы сделать такую работу, берется линолеум, затем он режется, а после на бумагу переносится гравюра. Последнее я делаю обычной столовой ложкой. На создание такой картины уходит от недели до – в редких случаях – года, – рассказывает художница.
Девушка признается, что «подмастерьем» в создании гравюры был ее отец.
– Мои родители с творчеством не связаны. Они, наоборот, выбрали в свое время технические специальности. Но папа мой главный помощник. Особенно когда дело касается того, чтобы подержать линолеум при создании гравюры, подать какие-то инструменты для работы или даже разобрать стену, чтобы расширить пространство мастерской, – смеется Мария. – А такое бывало, причем не раз.
Интересуюсь, почему именно линогравюра.
– Поначалу я рисовала скучные, занудные натюрморты и не ощущала никакого движения в плане выработки собственного стиля. Потом отстранилась от выточенности и академичности картин, стала пробовать себя в чем-то новом. Постепенно пришла к пониманию того, что хочу привнести в традиционную культуру что-то современное, потому что, как мне кажется, классика и новые веяния в искусстве не могут существовать друг без друга – они банально переплетены. Именно поэтому на моих картинах присутствуют элементы граффити. Это достаточно простой прием, но, мне кажется, у нас мало кто так делает, – рассказывает Сырокваш.
Тогда, на биеннале, работе Марии присудили гран-при конкурса. Но не награда стала ее главным приобретением. А сотни идей, задумок, образов, напитанное донельзя Дагестаном вдохновение.
– Меня вдохновляют разные вещи. Это люди, их характеры, истории, судьбы. Я очень люблю жанр портрета. Мне нравится наблюдать за собеседниками, слушать, что они рассказывают. Также меня вдохновляют старые заброшенные дома в деревнях – через них я пытаюсь представить, как жили, чем дышали владельцы зданий.
Не могу равнодушно пройти мимо вымирающих сел, пустующих хуторов. В окна заброшенных домов всегда хочется заглянуть – они несут в себе много таинственного и нерассказанного. Меня очень вдохновляет то, как история и время накладывают свой отпечаток на окружающий нас мир, – признается Мария.
И родились на свет картины-образы. Юная кубачинка в воздушном казе. Пожилая сельчанка, морщины на лице которой – целый рассказ для тех, кто умеет видеть не глазами, но сердцем. Извилистые улочки древнего аула, утомленного зноем и мечтающего о мгновении, когда его покроет благословенный туман…
Работы автора – это размышления о внутреннем и внешнем мире человека, поиске себя и диалоге с окружением.
– Для меня Дагестан – это не туристически привлекательный регион, как о нем сейчас говорят. Это многовековая мудрость и история, смотрящая на нас глазами стариков и древних минаретов. Это будущее – в ее ребятишках, щеки которых окрашены настоящим горским румянцем. Это край, в который влюбляешься однажды и навсегда, – делится
художник.
А на вопрос, приедет ли к нам снова, не задумываясь, отвечает: «Обязательно!»