Выставок, отражающих многогранный талант и достижения мастера, не бывает много. К ним идут годами и десятилетиями, многократно выверяя каждый штрих и мысленный посыл, которые затем становятся на полотне олицетворением личности. Такими являются все герои творчества Абдулвагаба Муратчаева.
К увековечению образов героев Великой Отечественной войны он стремился всегда – и когда занимался геральдикой, и когда работал в области промышленного дизайна, в годы работы в газете «Дагестанская правда». Ныне открыта 4-я персональная выставка Абдулвагаба Муратчаева, отразившая многогранную творческую активность известного дагестанского художника, его роль в культурной жизни республики.
Серия работ достаточно ясно представлена в ретроспективном ракурсе экспозиции. Особое место в творчестве мастера занимает жанр графического портрета, приобретающего значение и ценность некоего исторического документа — свидетельства драматических коллизий человеческой судьбы и событий отдельной исторической эпохи. Техника, сложнейшая по исполнению и тончайшая по замыслу, в полной мере оказалась подвластна Муратчаеву, который таким образом сумел достичь высот художественного мастерства и признания своих коллег.
Экспозиция состоит из портретов героев ВОВ всех национальностей республики. Как признается автор, в это заложены особый смысл и незыблемое единство наций, испокон веков проживающих в Дагестане. Это портреты Э.Джумагулова, Н.Подорожного, М.Гаджиева, Х.Нурадилова, Ш.Алиева, В.Эмирова, Ш.Абрамова, С.Алисултанова, Х. Кумыкова. А также недавно восстановленный, забытый в силу обстоятельств портрет Абдулхакима Исмаилова. Все эти портреты написаны А. Муратчаевым в разное время, но они сложились в единое целое – серию, которая показывает нам настоящих мужественных людей. Муратчаеву удалось переосмыслить и совершенно по-иному как художнику XXI века создать серию портретов, удостоенных в 2009 году гранта Президента РД в области культуры и искусства.
Наряду с портретами участников войны здесь также представлены портреты современников. Художник смог почувствовать характер изображаемого и передать это чувство зрителю. Таковы портреты Анвара Аджиева и Расула Гамзатова, Юсупа Хаппалаева и Ахмедхана Абу-Бакара, Магомеда Бутаева и Шихсаида Шихсаидова. Автору удалось с фотографической точностью передать все штрихи, создающие образ личности, завоевавшей признание и память дагестанцев. По его работам можно отследить плеяду выдающихся дагестанцев, сумевших внести значительный вклад в культуру, политику, медицину Дагестана.
Первые успешные работы были выполнены им еще в 60-е годы в области промышленного дизайна. Тогда еще мало кто был знаком с разработкой декоративных композиций для фирменных торговых этикеток для легкой промышленности и промыслов Дагестана. Именно так появились красочные, вобравшие колорит и самобытность этикетки, расписные футляры для подарочных изделий и т.п., ставшие визитной карточкой нашей республики далеко за ее пределами, по ним узнавали о Дагестане и его жителях как о солнечном и изобильном крае, где живут красивые и сильные люди.
Сочной цветовой гаммой привлекают плоскостно-декоративные композиции, посвященные народным художественным промыслам: «Балхарки», «Златокузнецы», «Ковровщицы» и другие. Много времени и творческих сил было отдано Абдулвагабом Шамсулвараевичем дагестанской геральдике. А. Муратчаев — автор флага и ряда государственных медалей Республики Дагестан, а также символики столицы республики — Махачкалы. Художник языком аллегорий передает идеи, облекая их в художественно-эстетическую форму.
Мир, жизнь, память, связь поколений – это то, что стоит приоритетом в выставленной экспозиции. И за это автору глубочайший поклон.