Среди художников русской школы только Айвазовский полностью посвятил свой талант маринистической живописи. Его природное дарование быстро развивалось благодаря удачно сложившимся обстоятельствам и благоприятной среде, в которой протекали его детство и юность.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии, где и прошло его детство. В 1830 г. его рисунки увидел феодосийский градоначальник А. Казначеев, и с его помощью Айвазовский сначала оказался в Симферопольской гимназии, а затем в Петербургской Академии художеств (в 1833 г). За этюд «Воздух над морем» в 1835 г. Айвазовский был награжден серебряной медалью второго достоинства. В 1839 г. он участвовал как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля началась его дружба со знаменитыми русскими флотоводцами: М. Лазаревым, В. Корниловым, П. Нахимовым.
В 1840 году Айвазовский отправился в Италию, где он сформировался как оригинальный художник. Там же к нему пришла громкая слава, которая выдвинула его в первые ряды европейской живописи. В 1843 году Айвазовского наградили золотой медалью французской Академии.
В 1844 году художник возвращается в Россию, где ему сразу же присвоили звание академика и поручили написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин: «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег» и др.
Айвазовский был знаком со многими передвижниками, он разделял их мнение на общественное значение искусства. Его мастерство высоко ценили И.Крамской, И.Репин, П.Третьяков.
Пятидесятые годы XIX века связаны с Крымской войной. Как только до Айвазовского дошел слух о Синопской битве, он сразу же отправился в Севастополь, где узнал у участников сражения о всех обстоятельствах дела и изобразил Синопский бой днем и ночью.
В 1868 г. Айвазовский совершил путешествие на Кавказ. Художник писал предгорья Кавказа, Дарьяльское ущелье, аул Гуниб.
Айвазовский был знаменит не только как талантливый живописец и график, он был известен и как щедрый благотворитель: в родной Феодосии на его средства были построены здания археологического музея, проведены большие работы по градостроительству – сооружение железной дороги и морского порта.
Представленные в ДМИИ работы Айвазовского «Вечер на рейде» и «Буря у мыса Айя» противоположны по содержанию и экспансии. В первой картине (1867 г.) художник берёт низкий горизонт, вдали от берега на рейде изображен подплывающий корабль со спущенными парусами, слева у причала тихая гавань. У пристани и на берегу мы видим ожидающих, праздно прогуливающихся людей. Пейзаж написан в теплых тонах, оттенки золотистого и охристого. «Буря у мыса Айя» (1899 г.) создана в последние годы его жизни. В сюжете художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море. Волны, сталкиваясь, разбиваются друг о друга, все находится в непрерывном движении. Среди волн мы видим обломки мачты и людей, ухватившихся за них. На мысе трое спасшихся людей. Центр композиции освещает солнечный свет, пробивающийся сквозь густые тучи, который указывает на скорый конец шторма. Работа написана различными оттенками синего и серо–голубого. Название мыса Айя происходит от греческого слова «айос» – святой, святая; мыс находится на южном берегу Крыма, он представляет собой отвесный отрог. Изображение этого мыса можно встретить на многих работах Айвазовского.
Мастер прекрасно ощущал и умело переносил на холст широкие просторы моря, он мастерски изображал морскую волну, в своих пейзажах много внимания уделял небу. В его картинах ощущается единство этих двух стихий, нет разделения между ними.
Жизнь И.К.Айвазовского была наполнена огромным трудом. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования. За свою жизнь он написал более 6000 полотен, и большая их часть приходится на морские пейзажи. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия и красоты морской стихии, что делает его одним из величайших маринистов мира.