Родился он в Павловске (пригород Петербурга) в августе 1875 года. После учебы в гимназии в 1892-м поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Посещал школы таких известных художников, как Ян Ционглинский, Николай Самокиш, Эрнст Липгарт. С 1895 по 1900 год много путешествовал по Европе и совершенствовал свое мастерство во французских академиях Филиппо Коларосси и Родольфо Жюлиани. В 1899 г. стал членом объединения «Мир искусства». Это была одна из самых влиятельных творческих группировок Серебряного века, которая действовала с перерывами с 1898 по 1927 год.

«Автопортрет». 1917 г.
***
Впервые в Дагестан Лансере поехал в 1905 году. Это было его свадебное путешествие. А второй раз (1908) по приглашению музыканта и публициста Арсения Авраамова. Познакомились они в Ростове совершенно случайно. Арсений, которому тогда едва исполнилось 19 лет, на центральной улице Большая Садовая исполнял на скрипке какую-то свою композицию. Евгению это исполнение понравилось, и он протянул юноше один рубль. Авраамов очень удивился и обрадовался щедрому подношению. А Лансере с улыбкой сказал:
– Это вам за ваш талант. Я не музыкант, но хорошая музыка сразу заставляет волноваться мое сердце.
Так и познакомились. Арсений купил тут же вина в лавке и пригласил художника к себе домой.
– Вина попробую немного, – с улыбкой сказал Лансере, – но ночевать уйду в гостиницу. Я все-таки люблю комфорт, а у вас в квартирке тесно.
– Понимаю, – кивнул начинающий музыкант.
Перед уходом Лансере пригласил молодого человека к себе в Петербург и оставил ему адрес.

«Хаджи-Мурат со своими мюридами». 1913 г.
***
Спустя четыре года Евгений Евгеньевич получил письмо от Арсения: он приглашал художника поехать в Дагестан. Ответ получил через месяц. В письме было всего несколько слов: «А зачем мне туда опять?» Арсений тоже очень кратко ответил: «Там очень хорошо».
Через две недели они вдвоем поехали в Гуниб. Лансере был потрясен теми красотами, что он увидел в этом селении.
– Разве вы здесь не были раньше? – спросил Авраамов.
– Нет.
– А где были?
– В другом месте, – усмехнулся Лансере. – А тут действительно такое великолепие!.. Буду писать картину про реку, которая протекает буквально у наших ног.
– Я буду музыку сочинять, – сказал Арсений.
Лансере собирался остаться на три дня. Но прожили они в Гунибе целый месяц в большом доме у князя Алигаджи. Князь очень любил искусство и часто предоставлял кров творческим людям. Он радостно потирал руки и говорил: «У меня в доме одновременно живут художник и музыкант. Это для меня большая награда».

«Мать Махача Дахадаева». 1918 г.
***
В 1912 году Лансере вновь уехал в Дагестан, на этот раз – в Темир-Хан-Шуру. Его как талантливого художника пригласили иллюстрировать повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Прочитав повесть, художник был восхищен дагестанским воином. Он всё время повторял: «Ах, какой мужественный человек…».
Отправил телеграмму Авраамову в Ростов: «Читаю «Хаджи-Мурата». Приезжай в Темир-Хан-Шуру, будем вместе читать». Но тот написал: «Не могу. Сочиняю новую музыку».
А когда они вновь встретились в 1921 году, Евгений спросил у Арсения:
– Ну что, мой друг, прочитали повесть?
– Нет, – честно признался композитор.
Раздосадованный Лансере в сердцах выкрикнул:
– Ну и дурак вы!..
Очень удивленный Арсений ответил:
– Если это так важно, то завтра же прочитаю.
И целый день читал, забыв про обед и ужин. И когда художник спросил: «Не правда ли мужественный человек?», то сразу согласился.
– Так вот, буду писать его портрет. Он этого вполне заслуживает.
К повести «Хаджи-Мурат» Лансере сделал не меньше 70 композиций.
***
В 1932 году Евгений Лансере в очередной раз приехал в Дагестан. В письме к Максиму Горькому он пишет: «Меня пленил этот край. Моя душа меня сюда зовет…»
Художник занялся тем, что начал иллюстрировать книги дагестанских писателей. Первой книгой стала повесть Романа Фатуева «На пьяном кресте», потом были сборники стихов Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Абдуллы Магомедова, Абуталиба Гафурова.
Спустя время он знакомится с художником Муэтдином Джемалом, скульптором Хасбулатом Аскар-Сарыджой и писателем Эффенди Капиевым.
Последним он просто восхищался. Говорил Джемалу:
– Какой шустрый парень! Такой молодой, красивый и грамотный. У него прекрасные переводы. Никто так талантливо не переводит ваших национальных поэтов.
Джемал усмехался:
– Сами удивляемся его работоспособности. Для пропаганды культуры Дагестана никто пока не сделал больше, чем он.
***
В Махачкале Евгений Лансере открыл рисовальные курсы недалеко от мастерской, где работал Муэтдин.
– Теперь мы соседи, – говорил он коллеге и весело смеялся.
Затем, помолчав, сказал:
– Я создам самую лучшую картину именно в Дагестане.
– И о чем она будет? – спросил Муэтдин.
– Пока не знаю, – уклончиво ответил Лансере.
А спустя время написал портрет Джелал-эд-Дина Коркмасова.
Потом жаловался Николаю Лакову, который тоже в это время проживал в Махачкале:
– Я за Коркмасовым целый месяц ходил, уговаривал его. А он отмахивался: «Все дела сделаем, потом рисуй меня сколько угодно».
Лаков смеялся.
***
Однако Лансере написал и другие картины, посвященные Дагестану.
Среди них: «Мусульманское кладбище в Темир-Хан-Шуре», «Интерьер мечети в Дербенте», «Женщина из селения Гочоб», «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти», «Могила Хаджи-Мурата».
Все эти работы хранятся в различных музеях нашей страны и за рубежом.
Когда летом 1945 года Лансере встретился в Ленинграде с поэтом Николаем Тихоновым, то спросил его:
– Вы ведь тоже часто бывали в Дагестане. Не знаете, как там поживает писатель Эффенди Капиев?
Тихонов с грустным выражением ответил:
– Он, к сожалению, умер в прошлом году в январе.
– Как?! – воскликнул неприятно удивленный художник. – Сколько же ему было лет?
– Всего 33 года (на самом деле 34. – Авт.).
– Ушел из жизни таким молодым, – покачал головой Лансере. – Как жаль, как жаль…
И после некоторой паузы добавил:
– А я вот подумал, что война закончилась и теперь вновь поеду в Дагестан.
– Так поезжайте, – сказал Тихонов.
– Нет, – махнул рукой художник. – Уже не поеду. Я ведь хотел увидеться с Капиевым…
Сам Евгений Лансере, заболев воспалением легких, умер 13 сентября 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
По материалам из открытых источников