Великое рождается из малого
Смысл, заложенный в названии совместной выставки двух знаковых для дагестанского изобразительного искусства художников, состоявшейся в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, можно назвать скорее обращением к миру современному, нежели к давно ушедшему.
Художники, Тагир и Елена Гапуровы, во многом скорее исследователи, фиксирующие время, размышляющие и отображающие, что самое бесценное, эпоху, в которой творят новое искусство, впитавшее в себя классицизм и новаторство, эклектику и разножанровость, соединенные в единое целое. Отрываясь от обыденности, находят высокое в прозаичном, исходя из внутренних ощущений, почерпнутых у природы, творя нечто такое, что завораживает, заставляя погружаться в гамму красок — пастельно-акварельных или густых, насыщенных, тягучих, бездонных, утонув в которых зритель, забывая о бренном, привычном, и сам становится частью изобразительного таинства.
Так в чем же сила искусства? Художники языком красок подталкивают зрителя вместе с ними следовать неизбывному стремлению познать мир во всем его многообразии, окунувшись в еще не разгаданное, неведомое, что волнует, заставляя вглядываться в природу вещей самой природы. Мастера, обращаясь в своем творчестве к тем, кто предпочитает «ходить на Гапуровых», и тех, кто только пытается разобраться в концептуальном искусстве, «приучают» их воспринимать авторское кредо как своеобразную колыбель мастерской, в которой рождается биологическая оболочка, претерпевающая изменения в течение жизни, приобретающая визуальные формы то фигуративного, то абстрактного, то вовсе другого искусства, признанного как постмодернистское. Но при этом сами мастера затрудняются в терминах, предпочитая поэкспериментировать, изобрести нечто такое, что могут только они. И, что примечательно, они руководствуются собственным видением искусства, а это признак мастерства, своего ни на кого не похожего почерка.
Сами же Гапуровы дают такую оценку своему извечному поиску в изобразительном мире:
— Творческий период делится условно на несколько этапов. Первый – становление и экспериментальный поиск, второй – после учебы в МВХПУ, проще говоря, в Строгановке. Это период накопления, аккумуляции впечатлений и визуального материала, непосредственного контакта с истоками, что дало мощный заряд и творческий импульс. Но главное, что извлекли два бесконечно талантливых мастера из постигнутого – увидеть и осмыслить искусство, обращаясь к кажущейся простоте, наполненной философской мудростью, зрелостью, величием. Природа — вот учитель, вот то, что расшифровывается только посвященным, сумевшим подобраться к таинству рождения всего сущего на земле.
Многоликое искусство художников дает возможность разглядеть каждому свое будущее. Оно, это будущее, в условных абстрактных линиях, потаенных красках, размноженных по холсту, соединяющих хаотичные сюжеты в единое целое, пробирающих до дрожи в коленках предвиденностью, той самой предначертанностью, что написана на роду. Запрограммированные проводники в царство будущего и теней, нет, они не усыпляют предзнаменованиями, но дают возможность самостоятельно выбраться из лабиринта по ясной, светлой дороге. Еще на что нельзя не обратить внимание как на главное в творчестве художников – концептуальное искусство Тагира, дополняется эмоциональными, прозрачными, яркими красками Елены.
Не договариваясь, они передают свое настроение – одно на двоих. И тем хороши, что охватывающая зрителя солнечная энергетика буквально «на глазах» проникает внутрь, создавая особое настроение. Реконструируя прошлое в настоящее, мастера обращаются к истокам, из которых они черпают бесценные мгновения – детали, рождающие зависимость от времени, в котором пребывали, и то настоящее, что пробуждает какие-то немыслимые эмоции, вызванные ожесточением или, наоборот, неожиданной душевной щедростью, а еще невиданными цифровыми технологиями, фантастическими проектами, переселением народов – вавилонским скопищем, образующим спираль, связывающую то, что, казалось, давно ушло в историю — эпохи, мир, некогда заселенный адамовским первородным грехом, от которого произошло человечество, представлял собой, да, жестокое, но такое наивное человеческое сообщество, не представлявшее, как же может оно уничтожить себя оружием невиданной силы.
Художники признаются, что наивное искусство, оно и есть производная конструктивного, разнопланового. Большое рождается из малого, созревая в голове, может, только на уровне подсознания, но постепенно расширяя изобразительное поле, что позволяет создавать «разноформатные живопись и графику, как одиночные работы, так и серии, объединенные общей темой, связанные с малой родиной Хоточ и условно названные периодом «Хатт-Асар».
В свое время так называемый проектный этап вылился в масштабные работы – «Камни», «Курага-цикл», «Трансформации», «Цвет, графика, структура», «Трансиллюзии», «Транпсиллюзии-город». Это и арт-обьекты, и инсталляции, скульптуры, работы «со средой и пространством», живопись, графика, что составляет золотой фонд проекта «Трансформации».
Холст, масло, смешанная техника, кажется, мастера прибегают к традиционным изобразительным приемам, но творя нечто такое, что можно отнести к художественному открытию. Обожженное дерево, фанера, ветка, зола, акрил. Из этих природных материалов создаются рукотворные шедевры «Черного квадрата», в котором, как в густом лесу, пытаешься пробраться по живому и одновременно мертвому полю. Черная крошка, как каракуль мыслей и чувств, одолеваемых рожденными высоко под облаками людьми, так отличающихся от остальных «человеков». А вот другая инсталляция, напитанная густой, рожденной самой природой, насыщенной гранатовым красным цветом. Сплетенные ветви образуют
своеобразный ковер, от которого невозможно оторвать глаз, он притягивает, манит замысловатыми ответвлениями, влечет бесконечностью вечной природы, гамму которой повторить невозможно.
«Идолы» – продолжение «горской инсталляции», своеобразный портал в язычество, когда по земле передвигались – мыслимое дело – великаны, оставившие после себя таинственные легенды, эпосы о раннем происхождении землян.
Так или иначе творчество художников перекликается с древним миром, давшим жизнь современному, циклично развивающемуся, но так и не отошедшему от первобытных инстинктов. Но, трансформируясь, народное искусство, давшее жизнь новому, современному, продолжает свой путь во времени и пространстве.
Так можно охарактеризовать избранные произведения Тагира и Елены Гапуровых. Это словно вдох полной грудью свежего воздуха, наполняющего организм живительным кислородом, эмоциями, казалось бы, давно забытыми, но такими сладостными, возвращающими в детство, отрочество или напоминающими новому поколению то духовное, что держит человечество на земле.
Палитра художников столь обильна, что диву даешься многообразию красок. Они насыщают черную композицию «Коррупция» множеством оттенков тяжелого черного цвета, соединяющего в единое квадратное поле сгустки темной энергетики, напрягающего зрение безысходностью, образующей диссонансное пространство, от которого исходит зловещая аура. А вот эллипсообразная композиция делит мир на два разных, но бесконечно близких мира. Серо-черное «Триединство», наполненное особым философским смыслом, настраивает на размышления, всматриваясь в мельчайшие детали полотна. «Курага» — вечность, заключенная в плоде, раскрывающаяся в воде как цветок необыкновенной красоты. В ней психология жизни людей, живущих на земле и остающихся, несмотря ни на что, в простоте мира самими собой, упорно избегая веяний техногенного века.
Композиции Тагира и Елены Гапуровых, словно символ живой воды, возрождающей, облагораживающей симметрией, последовательностью, той самой цикличностью, что отличает человечество, меняющееся и остающееся вечным, как сама жизнь. И в этом их предназначенность.