Это не просто показ картин на улице, а осознанная стратегия сделать сокровища музейных фондов частью повседневной жизни горожан и гостей столицы, разрушая стереотипы о музее как о месте «для избранных». С начала лета парковая аллея превратилась в открытую галерею, знакомящую с яркими страницами отечественного и дагестанского искусства. Каждая выставка – это отдельная история в картинах, подкрепленная увлекательными лекциями профильных специалистов музея.
Так, в середине июля внимание махачкалинцев и гостей столицы привлекли графические листы московского художника Николая Лакова (1894–1970), чья судьба тесно переплелась с нашей республикой. Старший научный сотрудник Джамиля Раджабова погрузила зрителей в мир его творчества через копийные акварели и рисунки. Особый акцент был сделан на уникальных эскизах сценических костюмов, созданных Лаковым в период его работы главным художником ансамбля «Лезгинка» (1958–1962). Не менее значимыми оказались документально-художественные свидетельства эпохи: строительство высокогорных ГЭС, рыбные промыслы 20–30-х годов и проникновенные портреты деятелей дагестанской культуры.
А уже в другой свой выход в город музей открыл передвижную выставку, посвященную классику русского искусства Евгению Лансере. Старший научный сотрудник Джаннат Гаджиева рассказала о его экспедиции 1925 года в горный Дагестан. Целью было скрупулезное документирование материальной культуры наших народов. Благодаря выставке публика увидела подлинные жемчужины из фондов музея: рисунки, акварели, гуаши, на которых запечатлены не только величественные панорамы аулов и их древняя архитектура, но и мельчайшие детали быта, ремесел, типы горцев в традиционных костюмах. Эти работы – бесценный визуальный архив ушедшей эпохи, созданный рукой мастера. Зрители особенно отмечали точность, с которой Лансере передал атмосферу знаменитого села Кубачи.
Отдельная экспозиция воздала должное основоположникам профессионального изобразительного искусства Дагестана. Художник Джемал и скульптор Аскар-Сарыджа – талантливые творцы и просветители-единомышленники. Именно они стояли у истоков создания первых художественных учебных заведений в республике, закладывая уникальную традицию синтеза русской академической школы и богатейшего дагестанского культурного наследия. На выставке были представлены копийные работы, фотографии скульптур, индустриальные и горные пейзажи, выразительные портреты их современников, демонстрирующие широту дарований мастеров.
А буквально недавно, 3 августа, ДМИИ представил новую передвижную выставку – иллюстрации выдающегося российского графика Юрия Николаева (1940–2016) к поэтическому сборнику Расула Гамзатова «Клятва землей». Николаев, признанный мастер книжной иллюстрации (от Пушкина до сказок народов мира), обладал редким даром проникновения в суть текста.
Его работы передают и сюжеты, и саму душу поэзии, особую, гамзатовскую атмосферу любви к Дагестану, его истории, легендам и людям. Старший научный сотрудник Наида Сутаева во время экскурсии обращала внимание на филигранную технику художника, глубокое знание этнографии, отраженное в каждой детали костюма или интерьера, и удивительную лиричность акварельного исполнения. Отдельно отмечалось, что Николаев иллюстрировал Гамзатова многократно, но цикл к «Клятве землей» – один из самых проникновенных.
…Проект «Музей выходит в город», инициированный при поддержке Министерства культуры Дагестана, доказал свою жизнеспособность и востребованность. Свободный доступ, живое общение со специалистами, возможность прикоснуться к искусству во время прогулки – вот его главные преимущества. Да, не все музейные сокровища можно показать под открытым небом, но команда ДМИИ им. П. Гамзатовой полна энтузиазма и готова делиться музейным наследием. До конца сентября парк им. С. Стальского регулярно будет превращаться в точку притяжения для ценителей изобразительного искусства. Это уникальный шанс увидеть лучшее из запасников музея без привычных стен, под ласковым дагестанским солнцем. Не упустите возможность ощутить, как искусство оживает на улицах родного города и становится частью вашего лета.