Вертится круг, стучит молоток
Стук ювелирного молоточка по капризному металлу словно погружает в историю. Мастер переносит орнамент из прошлого в настоящее и уверяет, что у каждого изделия своя энергетика.
В этот день можно было погрузиться в историю, прикоснуться к старинному искусству и узнать, за что известный художник Евгений Лансере так полюбил Дагестан.
Национальный музей Дагестана совместно с Республиканским домом народного творчества провёл День открытых дверей. Всероссийская акция «Культурные выходные», приуроченная к Году культурного наследия народов России, прошла во всех учреждениях культуры Дагестана.
Балхарская керамика, унцукульская насечка, ковроделие – эти и другие мастер-классы по народным промыслам представили гостям.
Мастер Магомедали Магомедалиев хорошо помнит свою первую самостоятельную работу, которую делал три месяца. Казалось, чего проще – установить рукоять на трость. Но эта незатейливая процедура состоит из множества этапов. Работа чрезвычайно кропотливая, требующая точности и аккуратности. Только тогда это будет настоящим творением мастера.
Изделия делают из дерева, к которому предъявляются особые требования: оно должно быть крепким, непременно сухим, чтобы со временем не растрескалось, иначе вбитые металлические пластины могут выпасть и работа рассыплется. Для материала будущих произведений подходит дерево кизила, абрикоса, груши, грецкого ореха. А для насечки используют чаще мельхиор, реже серебро.
Сегодня за столом с мастером маленькая Загидат (на снимке). Она вбивает пластины в дерево. За каждым её действием наблюдает Магомедали Магомедалиев.
– А вы знаете, у нас в садике тоже такое есть, – говорит девочка.
– Вас учат насечке по дереву? – интересуется мастер.
– Нет, просто есть некоторые штуки, куда карандаши ставят, – объясняет ученица.
Действительно, работа сложная. При создании любого изделия мастер вначале вынашивает в голове его будущий образ, форму и основное содержание. Делает первоначальный набросок, учитывая размер древесины, разрабатывает специальный орнамент. А в 20-е годы прошлого столетия в благодарность за установление советской власти в Дагестане унцукульцы изготовили вождю страны эксклюзивный чернильный прибор, удививший В. И. Ленина тонкостью работы и красотой. В благодарность от первого лица государства Дагестан получил вагон пшеницы и наказ: «Такое искусство не должно умереть». И мастера горного селения выполняют этот завет по сей день.
В этом ремесле слились воедино непримиримые стихии – вода и огонь. А соединило их мастерство балхарских умельцев, постоянно ищущих новые решения в создании изделий, сохраняя традиции, обогащая старинное искусство. С древнейших времён горцы умели делать из простой глины уникальные произведения. У гостей была возможность и в этом деле проверить свои творческие способности. И если верить легенде, первым лепить изделия из глины начал добрый бедняк Калкуччи, который научил всех односельчан этому мастерству, однако самые изящные изделия получались только у женщин. Поэтому в былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины, а мужчины развозили готовые изделия на повозках по всему Дагестану.
Гончарный круг вертится на фоне рассказов о том, что с глиной в Дагестане начали работать ещё в древности. Самые ранние черепки, которые находят при археологических раскопках, датируются 6–5-м тысячелетиями до нашей эры. Части этих керамических изделий имеют довольно аскетичные формы и не отличаются изяществом, однако с течением времени гончарное дело совершенствовалось. К 3-му тысячелетию до нашей эры появился гончарный круг и был существенно усовершенствован процесс обжига, что сказалось на керамике. К 1-му тысячелетию до нашей эры стали производить крупные сосуды для хранения масла, вина и зерна. В период раннего Средневековья в Дагестане уже сложились известные нам основные центры гончарного мастерства: Балхар, Джули, Кахуль, Эндери, Сулевкент, Испик. С приходом арабов в VII веке обработкой глины стали заниматься гораздо активнее, начала развиваться международная торговля.
А это изделие обязательно проходило проверку. Ковёр ручной работы должен был пройти испытание на прочность. Его топтали лошади. Он до нитки мок под дождём и не один день сох на ветру или под солнцем! И только после всех этих испытаний получал право называться настоящим. Ковры в экспозиции музея прошли ещё и проверку временем.
Дагестанские ковры – это отдельный вид искусства. В их орнаменте и цветовой гамме отображено всё то, чем богата наша земля, в них знания, которые копились столетиями. Они – настроение, наполненное солнцем, теплом, посланиями из прошлого, где каждый узор не просто так. Сегодня мастерство предков молодому поколению передаёт Милана Махмудова. Так стежок за стежком на свет появляются новые произведения искусства. За ткацким станком очередь желающих внести свой вклад в будущее изделие. Но для начала надо подготовить основу: плотные нити туго и тесно натянуты на раму параллельно друг другу. Вокруг каждой нити завязывается узелок из цветной пряжи. Когда заканчивался ряд, его прессовали специальным тяжёлым гребешком, а в нашем случае вилкой, так как работа небольших размеров.
Каждый мог выбрать занятия по своим интересам. Пока любители ковроделия упорно выводили очередной узор, юные художники под руководством художника-реставратора Анны Самарской одевали бумажных кукол в национальные костюмы и слушали рассказы о магии традиционной одежды.
– Наш долг сохранить и передать культурное наследие молодому поколению. И подобные мероприятия для многих – единственная возможность познакомиться с уникальными народными промыслами, – считает главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева.
Гости узнали, насколько уникальна наша республика и подтверждение тому – бесценные экспонаты, раскрывающие страницы истории края. В этот день посетителям экскурсию по экспозиции музея провела заведующая экскурсионным отделом Зайнаб Тикаева. В эти же «Культурные выходные» гости побывали на выставке «Хаджи-Мурат» в работах Лансере», в ходе которой заместитель директора музея Джамиля Дагирова провела лекцию «Лансере и Дагестан». Многие годы связывали российского художника Евгения Евгеньевича Лансере с Кавказом и с Дагестаном в частности. Эта любовь была передана от отца – скульптора Евгения Александровича Лансере. Художник интересовался Дагестаном, его природой, народами, традициями. «Тема эта мне особенно пришлась по душе в силу наследственных настроений», – писал в своей автобиографии Е. Лансере. К тому же Дагестан вызывал интерес и у исследователей того времени. Появились статьи в журналах о горном Дагестане, вышло отдельное издание «В дебрях Кавказа (по Дагестану)» с фотографиями.
«Культурные выходные» – это один из творческих проектов. Впереди новые встречи с культурным наследием республики.