Весь год – театру
Указом Президента России Владимира Путина 2019 год объявлен Годом театра. В Дагестане 12 государственных театров, и деятели искусства республики, конечно же, рады такому решению главы государства. Но вместе с тем перед ними стоит немало серьезных задач. Что принесет наступающий год любителям и деятелям театрального искусства? Об этом в интервью нашему изданию рассказала министр культуры республики Зарема Бутаева (на снимке).
– Зарема Ажуевна, какие знаковые мероприятия планируют провести министерство и подведомственные ему учреждения в Год театра?
– Год будет в первую очередь весьма событийным. Мы разработали объемный план мероприятий. Назову лишь некоторые крупные проекты, о которых мы заявили на федеральном уровне и планируем провести в течение года. Это Международный фестиваль кукол стран БРИКС: Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР – «Волшебный мир театра кукол», Международный театральный форум, Международный фестиваль национальных театров прикаспийских государств, Международный фестиваль народных любительских театров прикаспийских стран и регионов России «Театр традиций», культурно-образовательный проект «Живые театральные уроки», творческий конкурс «Родники» на лучшее исполнение на родных языках литературного и музыкального произведения среди учащихся школ республики.
В следующем году стартует новый детский образовательный проект Дагестанского государственного театра оперы и балета «Прогулки по театру». В рамках Всероссийской недели «Театр детям и юношеству» ряд проектов запланировал и Дагестанский государственный театр кукол (конкурсы, смотры, выставки). В этот год продолжатся традиционные проекты, где присутствует и театральный компонент – это «Мастера сцены – жителям Дагестана», «Культура – детям Дагестана».
В Год театра Дагестан вольется также в работу всероссийского театрального марафона. В его рамках Республиканский русский драматический театр им. М. Горького при нашей поддержке проведет в октябре-ноябре Международный театральный форум. На его деловой площадке соберутся специалисты в области культуры и образования, представители государственной власти, бизнесмены, главы национальных и международных организаций, планируется подписание ряда соглашений о сотрудничестве. Будут обсуждены вопросы развития театров, современных технологий в культуре. А в рамках фестивальной программы для жителей и гостей республики пройдут премьеры спектаклей, выставки и другие мероприятия.
– Как только появилась новость об объявленном в стране Годе театра, многие деятели театрального искусства, да и просто любители театра задались вопросом: переедут ли в «свои дома» республиканские театры, по сей день не имеющие помещений?
– Речь, судя по всему, идет о Лакском театре и Театре оперы и балета, которые на правах гостей размещаются в стенах Русского театра. Этот вопрос не сходит с повестки дня уже много лет, не могу обещать, что он разрешится в рамках Года театра. Открытым пока остается, к сожалению, и вопрос строительства Азербайджанского театра.
Есть театры, которым повезло больше. Я говорю сейчас о Даргинском театре, который откроется на днях после капитального ремонта, кроме того, он хорошо оснащен и технически. В рамках федерального проекта «Культура малой родины» выделены средства на техническое перевооружение и реализацию художественных проектов Лезгинского, Табасаранского, Азербайджанского театров в Дербенте и Кукольному театру в Махачкале.
– Деятельность театров трудно представить без гастролей, прежде всего в районы родной республики. Но полноценной гастрольной деятельности театров мешает недостаточная материально-техническая база домов и центров культуры многих наших населенных пунктов, а в ряде из них здания нуждаются в серьёзном капитальном ремонте. Какие меры намерено предпринять республиканское министерство, чтобы решить данную проблему?
– Действительно, условия, в которых находятся многие дома культуры, непростые, не хватает помещений, они зачастую не оснащены соответствующей техникой, сценические площадки мало приспособлены для показов спектаклей. И тем не менее театры активно гастролируют по районам, осуществляются выезды, в частности, в рамках культурно-просветительских проектов «Мастера сцены – жителям Дагестана», «Творческий десант».
Кроме того, в последние годы при поддержке Министерства культуры России укреплена материально-техническая база порядка 30 культурно-досуговых учреждений в муниципальных образованиях республики. В будущем году в рамках федеральных проектов мы продолжим эту работу.
– Гастрольной деятельности в ряде населенных пунктов препятствует также само население, считающее визиты театров непозволительными с религиозной точки зрения. В Год театра совместно с Духовным управлением Дагестана Министерство культуры РД будет решать эту проблему? Если да, то что будет предпринято?
– Мы обсуждали этот вопрос на встрече с муфтием Дагестана шейхом Ахмадом-афанди, нашли взаимопонимание и поддержку. Тема достаточно деликатная. Такие факты действительно встречаются, но не так часто, как можно представить. В большинстве своем выезды театральных коллективов в рамках гастрольной деятельности и реализации культурно-просветительских проектов принимаются местным населением положительно. Наша задача – снижать территориальное неравенство в охвате культурными услугами, а для этого в любом случае важно проводить совместную разъяснительную работу с жителями районов, грамотно выстраивать работу с руководителями муниципальных образований.
– Еще одна проблема, о которой нередко говорят, – отсутствие в республике собственной национальной драматургии. Ввиду этого в последние годы репертуары театра не пополняются спектаклями на основе современных дагестанских реалий. Вы, безусловно, в курсе данной проблемы. Имеются ли на сегодняшний день какие-то идеи для ее решения?
– Говорить о полном отсутствии в Дагестане собственной национальной драматургии, конечно, нельзя. Оглядываясь на многолетний путь, пройденный дагестанским театром, можно с уверенностью утверждать, что пьесами героико-исторического звучания определялось главное его русло. Именно эта тема в лучших своих образцах определяла стилевую палитру и давала импульсы для обогащения сценической лексики национальных театров. Эта тема привлекает внимание и современных авторов, пьесы которых с успехом идут на современной национальной сцене.
Вместе с тем проблема есть, и мы с Союзом писателей принимаем меры для ее решения. Прежде всего это организация и проведение конкурсов на лучшее драматургическое произведение. Так, в 2016 и 2017 годах проводились и внутриреспубликанский, и региональный конкурсы, выявившие ряд перспективных авторов. По итогам конкурсов состоялся серьезный профессиональный разговор с авторами. Пьесы двух авторов, отмеченных жюри, уже поставлены на сцене Даргинского театра – «Семя зла» и «Двойной капкан» Г.Салихова и на сцене Табасаранского театра – «Сообщите друзьям» Э.Ашурбековой. Отрадно отметить, что первым победителем Всероссийского конкурса драматургов в Москве «Смех сквозь слёзы» стал дагестанец Г.Салихов.
Конкурсы на лучшую современную национальную пьесу будут проходить в республике раз в 2-3 года. В наших планах провести в 2019 году в Махачкале семинар для дагестанских драматургов с приглашением высококвалифицированных специалистов из столичных вузов, ведущих драматургов и критиков для совместной работы. Вместе с тем, думаю, будет правильным поддержать и пожелание Союза писателей повысить активность самих театров и выходить с предложениями о совместной работе с писателями и драматургами. Надеюсь, что работа в этом важном направлении будет продолжена, выйдет на более высокий профессиональный уровень и мерилом современной национальной драматургии станет ее подлинная художественность.
– В предыдущие годы республиканское министерство направляло на учебу в ведущие театральные учебные заведения страны выпускников дагестанских школ, и такая практика себя оправдывала. Будет ли продолжена эта работа?
– Речь идет о национальных студиях при известных театральных вузах страны, куда в советские годы направлялись на обучение дагестанцы. Профессиональный костяк многих национальных театров формировался именно из выпускников этих студий на базе ведущих театральных вузов Советского Союза. И вот в 2015 году после тридцатилетнего перерыва была сформирована дагестанская студия в Щукинском училище в количестве 12 человек. Тут сыграли свою роль авторитет и профессиональные связи Скандарбека Тулпарова. Мы продолжаем эту деятельность, министерство ежегодно формирует запрос на целевые места в учебных заведениях творческой направленности, и наши выпускники колледжей получают возможность учиться за пределами республики. Конечно, мы возлагаем большие надежды на то, что по окончании учебы они вернутся на родину, и готовы их трудоустроить. Ведь это и есть наша основная задача – снизить кадровый дефицит, в том числе в театральной сфере республики. Нам, безусловно, нужны молодые профессионалы.
– Несмотря на все сложности, которых хватает в любой сфере, наши театры успешно работают, достойно представляя Дагестан за пределами региона. С какими результатами мы входим в Год театра?
– На прошедшем недавно Санкт-Петербургском международном культурном форуме министр культуры РФ Владимир Мединский провел лекцию, где была приведена статистика роста посещаемости театров. В целом по стране она выросла на 42%, а доходы театральных организаций более чем в 2 раза. Так что о некоторой позитивной динамике мы определенно можем говорить. Уже несколько лет республиканские театры участвуют в федеральной программе «Большие гастроли», а также достойно представляют национальное театральное искусство на российском и международном уровне.
Если говорить об успехах, не могу не вспомнить триумфальное выступление дагестанских кукольников в 2014 году на Международном фестивале-конкурсе INSPIRATION в Финляндии, где они заняли первое место среди коллективов. Кроме того, кукольники стали победителями еще в двух номинациях – «Лучшая режиссерская работа» и «За лучшую сценографию». В 2016 году в Македонии спектакль «Записки сумасшедшего» в постановке Скандарбека Тулпарова стал обладателем Гран-при Международного фестиваля монодрамы. В том же году Русский театр принял участие во Всероссийском театральном форуме-фестивале «У золотых ворот» во Владимире, где стал обладателем «Хрустальной шапки Мономаха» – приза фестиваля.
Дагестанский государственный театр кукол был удостоен сразу трех номинаций на V Международном фестивале театров кукол прикаспийских государств «Каспийский берег»: «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография» и «Лучшее музыкальное оформление», а также получил главный приз – звезду «Лучший актер-кукольник» на III Международном фестивале кукольных театров малой формы «Рыжее настроение» в Москве.
В 2017 году лауреатом премии «Золотая маска» стал народный артист России и Дагестана, председатель Дагестанского отделения Союза театральных деятелей, художественный руководитель Кумыкского театра Айгум Айгумов. Русский драматический театр им. М. Горького принял участие в Актёрском фестивале им. Н.Рыбакова в Тамбове, где представил постановку «Смеётся ли Чехов», получившую награды за лучшую сценографию и лучший актёрский ансамбль.
Перечислять можно долго. Все наши театры работают плодотворно, успешно, радуя своего зрителя качественными постановками, триумфами в различных смотрах, конкурсах как в республике, так и за ее пределами. Я уверена, что в Год театра достижений будет еще больше.