Вести за собой
– Я испытываю чувство гордости всякий раз, когда слышу от своих учеников фразу: «Вы – мой учитель». После этого я осмеливаюсь назвать их своими учениками. Для меня учитель – это мастер, обладающий талантом преподавать мастерство другим, умеющий вести вслед за собой к высшей цели. И если меня называют учителем, значит мне удалось затронуть в их душах те струны, которые рождают творчество, – так о себе говорит заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Абдулзагир Мусаев.
В «Первой галерее» в Каспийске открылась выставка «Школа. Мусаев и ученики», в которой раскрывается огромная часть жизни Мусаева – учительство. Профессор воспитал в стенах художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета не одно поколение талантливых художников нашей республики, которые продолжают и развивают традиции профессионального искусства. Именно они, его выпускники, состоявшиеся в однажды выбранном деле и достойно несущие звание «ученик Мусаева», главные герои нового выставочного проекта, курируемого известным искусствоведом, директором «Первой галереи» Джамилей Дагировой.
В ретроспективной выставке более 60 работ. Это дипломные проекты и авторские произведения учеников Абдулзагира Бозгитовича. Лишь одна работа самого профессора «Портрет Андрея Мыльникова» (тоже, к слову, созданная автором в юные годы) представлена вниманию гостей, тем самым еще раз подчеркивая основную концепцию экспозиции – показать этап становления и созревания молодых талантов.
«Что хочу, то и делаю, как хочу, так и пишу» – такое у Мусаева не приветствуется. В течение шести лет в мастерской у профессора каждый должен трудиться и совершенствоваться, получать основы академической школы. «В первую очередь надо овладеть мастерством, а потом хоть вверх ногами ходи. Ну это я утрирую. Так говорил мне в свое время мой учитель Андрей Мыльников, и к этому же призываю своих учеников», – делится он. Профессор бывает весьма строг, если видит в ученике лень. Заслужить похвалу тоже получается далеко не сразу. Не все способны выдержать такое, а лишь те, кто тверд в своем решении состояться как художник и готов много для этого работать. И именно они в последующем продолжают добрые традиции мусаевской школы, находят свой путь, свой неповторимый стиль.
«Воспитать вкус к живописи, живописное чутье всегда было одной из главных целей Абдулзагира. В мастерской живописи всегда царит творческая атмосфера, студенты много работают, и эта работа заключается не только в постижении законов живописи, рисунка и композиции, но и в работе над собой. Он требует от студента развивать в себе не только дар художника, но и полноценную, всесторонне развитую личность. Направляет учеников, советует, какую художественную литературу читать, какие фильмы смотреть. В поисках тем и сюжетов своих композиций ориентирует учеников на реальность, на то, что окружает человека, но при этом старается направить поиски на положительное в жизни, чтобы студенты даже в грустном находили надежду на более светлое и доброе», – говорит о педагогическом методе профессора его коллега и супруга, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РД, почетный член Российской академии художеств Наталья Мусаева.
Патимат Гусейнова, Наталья Савельева, Елена Джетере, Инесса Гимбатова (Цгоева), Закарья Закарьяев, Елизавета Кузнецова, Асият Арслангереева, Геннадий Кузькин, Азиз Сулеймнов, Тимур Мусаев… Продолжать список можно долго. Десятки художников, некогда прошедших через мастерскую Абдулзагира Бозгитовича, сегодня состоялись каждый в своем деле. На открытии выставки выпускники мастерской живописи рассказали нашему изданию, каким был учителем Мусаев и за что они по сей день готовы его благодарить.
Наталья Савельева:
«Учиться у Мусаева было и тяжело, и весело, и интересно. Он научил нас думать и быть порядочными в искусстве, быть честными с самим собой, прежде всего не быть конъюнктурщиками. Учил тому, что должна быть в художнике чистоплотность человеческая и профессиональная. Ты должен работать на вечность, а не на краткосрочное, не кидаться на сиюминутные ласки публики. Этому же я стараюсь учить и своих учеников. Мусаев был жесткий, строгий учитель. Лишь по косвенным признакам мы понимали, что он доволен нашим трудом. Обычно если что-то удавалось, он стоял возле работы, щурил глаз, подкручивал ус, поднимал руку, тер затылок и прочее. Он ничего не говорил, но ты все равно понимал, что его что-то в твоей работе зацепило, и был счастлив. При всей своей строгости Абдулзагир Бозгитович очень человечный и душевный. Он очень внимательно следил, чтобы мы не позорили имя учителя, искусство. Он говорил с нами много: о ценностях профессии, изобразительного искусства, о разных художниках».
Инесса Гимбатова (Цгоева):
«Я считаю себя очень везучим человеком. Это подарок, конечно, учиться у такого мастера. Я имею огромную семью в лице моих однокурсников и учителя, к которому могу всегда обратиться. И в радости, и в горе мы вместе, мы рядом. Абдулзагир Бозгитович вложил в нас много ценных профессиональных и личностных качеств».
Азиз Сулейманов:
«Абдулзагир Бозгитович действительно был строгим, но сегодня, спустя годы, я понимаю, что с нами по-другому было нельзя. Поругать мог, очень жестко иногда. Гонял он нас. В годы учебы мне сложно было подстроиться под академизм. Сказывалось то, что я поступал после худучилища и ранее уже писал свои работы, участвовал в выставках. И поэтому перенять руку учителя, его стиль мне было сложно. Я, Тимур Мусаев, Мурад Халилов – мы были схожи в этом, и, наверное, это не нравилось нашему учителю, но за что я благодарен ему – при всем своем, может быть, несогласии – он не противился этому, не пытался нас ломать, изменить наш почерк».
Быть строгим, но уметь находить подход к каждому ученику, чтобы выжать по максимуму заложенный природой потенциал и при этом не сломать, это особый дар, талант. Вместе с учениками рос как учитель и сам Абдулзагир Мусаев. Каков результат – судить всем, кто посетит масштабную ретроспективную выставку.
«Давно в нашей галерее не было такого погружающего в особую атмосферу высокого искусства выставочного проекта. Многие из представленных работ я видела не раз на худграфе, какие-то даже рецензировала в свое время, но когда все они собраны в одном пространстве, причем так мастерски, под чутким руководством профессора, создается особый непередаваемый эффект. Никогда в Дагестане академизм не был выставлен так масштабно. Правильная академическая школа, которая славится на весь мир, в пространстве «Первой галереи» представлена очень ярко и цельно», – говорит куратор выставки, искусствовед Джамиля Дагирова.
– Мусаев и ученики… Как родилась идея?
– Мусаев – знак качества, и хотелось, чтобы это качественное высокое искусство было представлено. Сейчас большое количество разного рода выставок, где экспонируется много интересного, красивого, креативного, но это все достаточно поверхностное. Это тоже нормально. А когда мы имеем такие имена, состоявшиеся таланты и такие прекрасные работы, почему бы не показать.
– Часто можно услышать, что ученики Мусаева продолжают писать, как сам профессор.
– Есть и такое. Но это тоже нормально. Плохое ведь не продолжают. Однако нельзя говорить, что это со всеми так. Далеко нет. Вот даже, к примеру, сын Абдулзагира Бозгитовича Тимур: он настолько талантливый художник, прекрасно мыслит, творит, создает совершенно уникальное, свое искусство. Он тоже получил академическую базу, но пошёл своим путем. И таких немало. Повторюсь: то, чему учит Мусаев, да и весь наш худграф, это база, своего рода скелет, который в последующем потихоньку обрастает у каждого по-своему. Но главное одно – человек получает хорошую школу и навыки настоящего профессионального искусства.
– Какое важное качество Абдулзагира Бозгитовича как учителя вы можете назвать?
– Сложно как-то одним словом или одним предложением сказать. У него есть какая-то магия. А потом он очень умный, много знает, умеет это донести, и это притягивает. Конечно же, он бывает и жестким, и строгим, кто-то даже может тираном его назвать, но без всего этого не бывает
обучения. Он сразу понимает, на что ученик способен, сразу прощупывает порог. Порой я не понимаю, зачем ему все это надо? Это ведь такие невероятные эмоциональные траты. Из-за этого у него времени на свое творчество практически не остается. Однако, видя то, сколько в итоге он дает, сколько новых имен появляется у нас, испытываешь огромную благодарность за то, что Мусаев именно такой – талантливый художник и неустанный учитель, который по-настоящему, даже с неким азартом из года в год берется и лепит для нас новых художников.