Виртуальное путешествие в храмы
На площадке Музея истории мировых культур и религий состоялась официальная презентация высокотехнологичных проектов «Виар-360» и «Сакральный атрибут», являющихся составной частью и продолжением многокомпонентного проекта «Открытые храмы. Дом Бога. Места силы», реализация которого началась ещё во время празднования двухтысячелетнего юбилея древнего Дербента. В мероприятии приняли участие министр культуры республики Зарема Бутаева, глава городской администрации Хизри Абакаров, представители сферы культуры, общественных организаций и СМИ.
Директор музея Диана Гасанова говорила о важности подобных проектов, которые не только знакомят с культурными объектами, но и сохраняют их уникальность в виртуальном пространстве. К примеру, отснятая древняя Джума-мечеть в реальности не будет такой же, как после произведённой реконструкции.
Хизри Абакаров в свою очередь отметил значимость проектов в деле развития туризма в регионе и привлечения сюда жителей разных уголков планеты. Таким образом, мы показываем, что не только обладаем богатым культурно-историческим достоянием, восходящим к глубокой древности, но и идём в ногу со временем, используя достижения человечества в сфере высоких технологий.
Зарема Бутаева подчеркнула креативный подход в деятельности коллектива Музея истории мировых культур и религий. Этот музей удивляет не в первый раз, так как берётся за самые смелые проекты и успешно их реализует, прославляя наш край далеко за его пределами, знакомя жителей страны с уникальной дагестанской культурой, впитавшей в себя самые лучшие древние традиции.
За успешное внедрение высоких технологий в музейную деятельность министр культуры вручила грамоты отдельным работникам, принимавшим участие в реализации данных проектов. Одним из них является событийно-выставочный проект «Открытые храмы», который рассказывает о древних культовых сооружениях, расположенных на территории Дербента и Дербентского района, и позволяет всем желающим вне зависимости от вероисповедания побывать внутри каждого из включённых в маршруты храмов, познакомиться с религиозной культурой.
Коллектив музея, учитывая тот факт, что современное поколение особо привлекают высокие технологии, приступил к реализации проекта «Виар-360», позволяющего совершить виртуальное путешествие в храмы при помощи специального приспособления. Данная технология — видео 360° — позволяет создавать панорамные видеоролики с различной степенью интерактивности, где зритель по своему желанию управляет ракурсом просмотра видео.
Сотрудники музея провели съёмки и выполнили всю техническую часть, а также при помощи ведущего поделились со зрителем всей информацией, накопленной во время подготовки исходного проекта «Открытые храмы», который посредством фотографий, текстов и личных посещений открывает храмы по-новому, ломая стереотипы об их закрытости и приватности.
В «Виар-360» на данном этапе вошли пять знаковых храмов, относящихся к разным религиям: Джума-мечеть (VIII век), Бала-мечеть (ХI в.), Русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1900 г.), Армянская церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич, 1871 г.) и синагога «Келе-Нумаз» (последняя реконструкция произведена в 2010 г.).
Главная цель проекта – приобщение к уникальному культурному наследию, связанному с древней храмовой традицией представителей разных вероисповеданий, проживающих на территории Дагестана, а также знакомство с их культурой. Кроме того, в каждом из них возносятся молитвы к Богу, а это значит, что посещение любого храма вселяет в нас надежду и придает силы, к какой религии мы бы ни принадлежали.
Что касается «Сакрального атрибута», то он позволил выйти за рамки храмов, где в основном сосредоточены предметы, используемые во время богослужения и иных религиозных ритуалов, и рассказать о них посредством фотографий, автором которого является сотрудник музея, многократный победитель Международного евразийского конкурса Арт-география Андроник Мурадов.
Для фотосъёмок в основном были использованы те предметы, которые входят в постоянную экспозицию музея. Кроме того, на фотографиях запечатлены моменты богослужения, во время которых используется тот или иной сакральный атрибут. Автором также были созданы интересные композиции, где были воссоединены предметы, относящиеся к разным религиозным культурам: иудаизму, христианству, исламу и буддизму. Тем самым была продемонстрирована их важность для тех, кто исповедует ту или иную религию, и общность некоторых смыслов. У сакральных предметов разные названия и форма, но в конечном счете все они имеют общее для всех и каждого содержание – служение Богу.
Современные технологии дополненной реальности позволили коллективу Музея истории мировых культур и религий сделать данный проект более привлекательным, особенно для молодёжи. К примеру, если зритель, выбрав фотографию, наведёт на неё свой телефон или планшет (на специальную метку по типу QR-кода) и отсканирует ее, то на экране устройства отобразится экспонат, но уже в движении. Такой принцип подачи информации позволяет уже реализованным проектам приобрести вторую жизнь, что максимально вовлекает зрителя в процесс получения новой информации в виде игры.