Виват, фестиваль!
В Махачкале закончился V Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья. 18 своих лучших спектаклей за 7 дней работы этого театрального праздника показали мастера сцены из Москвы (два театра), Санкт-Петербурга, Владимира, Нальчика, Владикавказа, Черкесска, Грозного, Баку (два театра), Тбилиси, Махачкалы (два спектакля). Увидели эти творческие работы сотни махачкалинцев, дербентцев и их гости.
А открыл праздник театрального действа прославленный Центральный академический театр Российской армии нашумевшим в свое время в Москве спектаклем «Царь Федор Иоаннович», где главную роль исполнял когда-то работавший в Русском театре Дагестана Иннокентий Смоктуновский. Поэтому театралам Махачкалы было интересно посмотреть, как трактует роль самодержца земли русской народный артист России Николай Лазарев в постановке главного режиссера театра народного артиста России Бориса Морозова. Зритель с удовлетворением отметил, что спектакль совершенно отличается по замыслу от постановок других театров и ярок неподражаемым режиссерским почерком, высоким профессионализмом, глубоким знанием истории Руси.
Высокую планку, установленную знаменитым своими работами театром, поддержал Ментор Зимберай из Албании в моноспектакле по пьесе театрального критика, члена Германского центра Международного института театра и Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО) Нины Мазур. «Сны Гамлета» – так названа постановка по мотивам пьесы
У. Шекспира. Нина Мазур написала пьесу специально для актера-албанца на русском языке, перевод на албанский сделан в театре, где спектакль «Сны Гамлета» идет с большим успехом.
«Эта пьеса открыла Шекспира по-новому. Такого Гамлета мы еще не видели. Это новое слово. При скудных возможностях, где на сцене лишь квадрат-трансформер, поделенный на девять ячеек, Ментор Зимберай силой своего таланта так поразительно раскрыл Шекспира с новой стороны. Зритель получил такую дозу шекспировской правды: быть таким, как все, или оставаться верным себе? Быть или не быть для Гамлета не вопрос, он верен себе!» – такова оценка работы Ментора и драматурга Нины Мазур.
В монотонности спектакля «Рождественский романс» по пьесе Н. Птушкина, представленного Русским драматическим театром из Кабардино-Балкарии, подчеркнуто одиночество семьи, состоящей из двух человек – мамы, как она считает — у порога смерти, и ее дочери, называющей себя старой девой, которой не хватает обычного человеческого тепла, детского голоса в доме. Спектакль легкий, воздушный; даже предшествующая действию музыка обещает доброе повествование. Пьеса – старушка, давно путешествующая по сцене театров страны в исполнении актеров театра, показывает, как важны в нашей жизни добро, искренность, тепло души.
Азербайджанский государственный театр юного зрителя из Баку привез на фестиваль в Махачкалу пьесу Патрика Зюскинда «Контрабас». В ней известный музыкальный инструмент выступает партнером герою постановки, хотя в афише обозначено: моноспектакль. Два действующих персонажа ведут рассказ о взаимодействии человека с контрабасом, с которым главный герой сжился так плотно, что воспринимает его словно второго домочадца. Его он ругает: «Неуклюжий, неэлегантный, самый большой и неудобный», – говорит музыкант в запале. – Разнесу тебя в щепы! И не думай, что я люблю тебя!» Сетует, что инструмент лезет во все его дела. «Даже любимую женщину не могу привести в дом», — огорчается немолодой уже человек, тайно влюбленный в прекрасную в его глазах певицу. Как прекрасна эта женщина — зритель домысливает сам, слыша время от времени ее замечательное сопрано из-за кулис. И все же контрабас — душевный друг музыканта, которому он рассказывает о своей жизни, о жизни Бетховена, Моцарта, Вагнера. Герой говорит, что играть на контрабасе – это тяжелейший труд, потому ни один ребенок не сможет сладить с ним, обсуждает с инструментом различные тревожащие темы, вплоть до повышения цен. В итоге признает, что контрабас в оркестре король, что он его друг и коллега. Даже говорит, что контрабас – это он сам. Все это правдиво доносит до зрителя заслуженный артист Азербайджана и Калмыкии Ш. Гусейнов.
– Этот фестиваль для меня открытие, я впервые увидел столько театров из разных регионов, — признался Александр Мягченков из Москвы, известный по многим кинофильмам актер. — Режиссерские поиски, новые работы актеров, творческое общение критиков, режиссеров, актеров являются важной составляющей фестиваля. Уезжаю с огромным багажом для размышлений.
В эти дни все говорят о Дагестане в связи с победой Хабиба Нурмагомедова над «непобедимым» Конором Макгрегором на турнире в Лас-Вегасе и проходившим в Махачкале фестивале. Там, за океаном, дагестанец демонстрировал физическую силу, а в Махачкале была демонстрация духовности, театрального искусства.
— Театральный фестиваль в Дагестане – событие нравственное. Я видел многие фестивали с громким шоу, пышной презентацией, но нынешний в Махачкале превзошел их всех по результативности, действенности, – говорил член экспертной комиссии Николай Жегин, театральный критик из Москвы. – Здесь не было дорогих призов и борьбы за первенство, но было обсуждение компетентными людьми каждой работы театров – участников фестиваля.
Фестиваль помогает увидеть, в каком направлении развиваются театры, за короткое время его работы можно проанализировать деятельность многих коллективов, что очень важно для отдельных театров и системы в целом.
Спектакли посмотрели высокопрофессиональные театральные критики из театральных столиц страны. Они часто смотрят разные, не только российские, театры. Их уроки очень важны для наших критиков, увидевших, как интеллигентно, глубоко принципиально, доброжелательно, размышляя, можно говорить о недостатках, поощрять удачи. Фестиваль – это учеба творческого профессионализма. «Мы видели не только, как работают другие театры, но и заглянули внутрь себя. Зритель мог сравнить спектакли разного уровня и понял, надеюсь, что наш театр создает профессиональные спектакли хорошего уровня, он в системе творческих коллективов страны. Фестиваль – это учеба для всех», — с благодарностью к организаторам фестиваля говорила кандидат искусствоведения Гулизар Султанова.
Председатель экспертной комиссии фестиваля – член немецко-русского литературного общества «Das Mittelfeld» (ФРГ, Ганновер) и Международной ассоциации писателей и журналистов (APIA, Лондон), художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST» (ФРГ), создатель и программный директор многих интернациональных театральных фестивалей Нина Мазур откровенно призналась: «Нужны смелость, дерзость, чтобы возглавить такое авторитетное жюри, как на фестивале в Махачкале. Не каждый на это решится. Восхищаюсь усилиями тех, кто организовал фестиваль на таком уровне. Это тяжелый труд. Огромная благодарность Правительству Дагестана, Министерству культуры РД, Союзу театральных деятелей республики, Русскому драматическому театру Махачкалы. Фестиваль, бесспорно, удался и является разноцветной радугой, соединяющей театры регионов. Каждый театр имеет свой цвет и вкус, но Дагестан сумел их объединить дружелюбием».