Владимир Машков: «Мечтаю быть понятым»
В зале Русского театра в субботний вечер собрались люди, представляющие культуру республики. Здесь проходила встреча с народным артистом России, художественным руководителем Московского театра Олега Табакова, председателем Союза театральных деятелей Владимиром Машковым.
Актер, режиссёр, продюсер, общественный деятель, он приехал, чтобы встретиться с нашей театральной и в целом культурной общественностью, со своими коллегами, погрузиться в атмосферу горного края, с которым, как оказалось, его связывает имя Расула Гамзатова. Отец Владимира в советские годы служил актером в театре кукол во Фрунзе, ныне Бишкеке. Там они и встречались с поэтом, будучи давними друзьями. Маленький Вова часто присутствовал при этом, и, как он сказал, это одно из самых теплых воспоминаний его жизни.
Выступление Машкова стало неким симбиозом мастер-класса для актеров и разговора о проблемах в театральной сфере и путях их решения. Гость республики обратил внимание публики на очень важные вещи для профессионалов в сфере искусства, особенно молодых артистов.
Быть вместе так важно для творческих людей, ведь театр – это коллективное дело. Основа кино – фотография. Их просто много. А основа театра – это живой артист на сцене, здесь и сейчас. Если зритель ему не поверил, если он не включил его в деятельность, в воображение, то актера просто нет. В театре могут играть только профессионалы, тут всё по-настоящему.
Как сказал Станиславский, на сцене не должно быть видно ни драматурга, ни режиссера, ни самого артиста, а должен быть только образ ими созданный. Владимир Машков рассказал о понятии «эффект бабочки», суть которого сводится к следующему: всё в мире взаимосвязано, и незначительное изменение в системе может иметь непредсказуемые последствия: «если в Бразилии бабочка взмахнула крыльями, то, может быть, в Индонезии через год начнет извергаться вулкан».
Эффект бабочки имеет место и в театре. Актер может что-то такое открыть в душе зрителя, что изменит его жизнь. Не случайно пространство театра называют зеркалом сцены, оно отражает зрителя, его чувства, желания, мечты.
Машков привел в пример слова известного советского психолога Льва Выготского, сформулировавшего смысл и задачу искусства как способ соединения с миром человека в самые трудные и ответственные минуты его жизни. Искусство помогает людям открыть этот мир.
В декабре прошлого года он стал председателем Союза театральных деятелей России, старейшей общественной организации, которой через три года будет 150 лет. Для себя он определил цель – найти единомышленников. Все мыслят по-разному, говорит он, но можно создать единство индивидуальностей, объединенных общей идеей. У Союза 78 региональных отделений, в нем состоят 29 тысяч человек. Задач много.
Нужно переосмыслить, перезагрузить эту деятельность, протянуть руку молодым ребятам, которые поведут дальше это творческое объединение. Народный артист обратился к Президенту России в преддверии 150-летия организации. И вот на днях вышел указ о создании оргкомитета по празднованию этого значимого события.
Владимир Машков предложил перезагрузить «Золотую маску» – национальную премию, призванную выдвигать самые талантливые театральные работы страны. Основу этого всероссийского большого праздника должны составлять региональные отделения, они и будут представлять лучшие спектакли, что поможет двигать творческие процессы по всей России.
Важно, чтобы молодое поколение как можно раньше подключалось к деятельности Союза, ведь как такового молодежного движения в нем нет, отметил его председатель. Но актерская деятельность передается из рук в руки, обучение происходит, когда на сцене молодой актер рядом с мастером.
Все эти вопросы будут обсуждаться в конце апреля: в МГУ пройдет первая конференция председателей региональных отделений Союза театральных деятелей.
Машков рассказал о единственной в стране школе интегрированного театрального образования при театре О. Табакова. На обучение набираются ребята из всех регионов. На полном обеспечении государства они учатся пять лет и получают диплом о высшем образовании.
Это абсолютная инновация, однако артист, считает наш гость, должен рано выходить на сцену. У артиста нет окончательной точки обучения. Он учится всю жизнь. Он взрослеет, перед ним открываются новые задачи.
Мы часто употребляем слова «актер» и «артист» как синонимы. Еще Фонвизин определил разницу между этими понятиями: актер – это талантливый исполнитель, а артист – создатель, художник, творец.
Владимир Львович говорил о том, как важно понимать молодым начинающим артистам о разногласии эмоций и чувств, об их принципиальном различии. Подчеркнул ответственность педагогов, родителей и людей искусства: на них лежит задача воспитать чувства, которые не даются человеку от рождения, – чувство прекрасного, любовь к родине, чувство товарищества.
Подводя итог своеобразному мастер-классу по актерскому мастерству, Машков рассказал о трех видах человеческого внимания: непроизвольное внимание, когда человек совершает привычные действия, произвольное внимание, когда задействована воля, чтобы продолжать какую-либо деятельность, и послепроизвольное внимание – когда человек занят делом, но воля не участвует. То есть он увлечен своей деятельностью. И в этом состоянии люди могут существовать часами. Именно находиться в послепроизвольном внимании пожелал народный артист всем присутствующим, прежде чем ответить на вопросы из зала.
Председатель дагестанского отделения Союза театральных деятелей, народный артист Айгум Айгумов попросил прокомментировать изменения, которые коснутся работы региональных отделений Союза.
– Хотелось бы, чтобы каждое отделение несло ответственность за то театральное пространство, что находится рядом с ним. Знать театры, помогать им, создать молодёжные отделения Союза, может быть, следует сдвинуть возрастной ценз для молодых актеров, чтобы уже после двух лет работы на сцене они могли вступить в творческое объединение. Отметать молодежь нельзя. Цель Союза – соединение мастеров с юным талантом, – сказал Машков.
Главный режиссер Русского драмтеатра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров обратил внимание гостя на проблему дефицита кадров технических работников театра. Основываясь на опыте других регионов, он предложил рассмотреть вопрос об открытии в Дагестане филиала одного из центральных театральных вузов с приглашением для работы в нем соответствующих специалистов.
В числе других вопросы нехватки кадров профессий, без которых невозможно существование театра, еще предстоит решать Союзу театральных деятелей. Но и местные отделения должны проявить активность, предоставить сведения о потребностях региона для создания единой базы данных, считает Владимир Львович.
Вопросов было много, пришедшие в театр люди благодарили Машкова за живое, теплое общение, приглашали приехать в Дагестан еще раз. И он обещал, поблагодарив всех за разговор и памятные подарки: директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова преподнесла актеру книги своего отца Расула Гамзатова, и, конечно, был и традиционный дагестанский презент – бурка с папахой.
Дагестан ждет новых встреч с Машковым и совместных проектов с Союзом театральных деятелей России. Диалог состоялся. Важно, чтобы его участники почувствовали чаяния друг друга.
«О чем мечтаю? – отвечает на вопрос из зала гость республики. – Мечтаю быть понятым».