Купить PDF-версию
21:19 | 29 мая, Чт
Махачкала
X
09:03 28.05.2025

Вначале было дело

«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает Байсолтан Джумакаев, драматург, актер, переводчик и режиссер. А как же вечное «В начале было Слово»? «Действие первично, слово вторично. Для выражения мысли слово приходит в помощь тогда, когда уже все действия исчерпаны. Вот «Гамлет» с Высоцким – там почти нет слов. Или «Старик и море» Хемингуэя. Вот это моё», – говорит Байсолтан.

Мы беседуем в холле Аварского театра. В этом здании он начинал свой профессиональный путь. В 80-е годы в белой сакле на Родопском бульваре вместе с Аварским располагался и Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова.

Сразу после окончания театрального училища им. Щукина Байсолтан пришёл сюда актёром, где прослужил 18 лет. Создал более 30 ярких образов в постановках современной и классической драматургии. Был талантлив и в роли народного дагестанского героя, и играя персонажей пьес зарубежных авторов. Характерность, актерская и человеческая харизма, умение быть разным – залог его успеха у зрителя.

Глубину перевоплощения и большой актёрский труд Джумакаева оценили и профессионалы. В 1993 году он был признан лучшим драматическим актером республики. Позже стал заслуженным, а потом и народным артистом Дагестана. Знание профессии открыло ему новый путь – много лет Байсолтан Атагишиевич преподавал актерское мастерство на факультете культуры в ДГУ, выпустил ногайскую студию, куда входило около 15 студентов.

Спрашиваю: «А зачем, если не было национального Ногайского теат­ра?»

– Это было с прицелом на их будущую работу в Ногайском государственном театре. Идея его создания уже витала в воздухе. Ее поддержала Наида Абдурахмановна Абдулгамидова, в то время министр культуры республики. У нас в Ногае был свой народный театр, но нужны были профессиональные актеры.

На базе ногайской студии Джумакаева в 2001 году открылся Государственный ногайский драматический театр. Его новая труппа защищала свой актёрский диплом новаторски.

– Я поставил дипломный спектакль «День чудесных обманов» по Ричарду Шеридану. И подумал: если сыграть его в Махачкале, то это будет обычный просмотр комиссии, от которой наверняка мы услышим похвалу, но и только. Чтобы по-настоящему заразить театром новоиспеченных артистов, нужен живой отклик зрителя. В Махачкале мало кто знает ногайский язык и может понять все нюансы постановки, где проявляется ногайский менталитет. И мы показали спектакль в Терекли-Мектебе. Зритель был в восторге. Это единственный раз в театральной истории Дагестана, когда экзаменационная комиссия принимала защиту диплома довольно далеко от родного вуза, – рассказывает режиссёр.

Но сказав «а», приходится продолжать. Кому же было возглавить новый театр, если не Джумакаеву, человеку, стоявшему у его истоков. К тому же он профессионал с хорошей актерской школой. Его преподавателями были народные артистки РСФСР Дина Андреева и Лариса Пашкова, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Шлезингер, народный артист СССР Владимир Этуш. А почти двадцатилетняя актерская работа в Кумыкском театре и режиссерский опыт в национальных театрах Дагестана дали ему прекрасное знание самой ткани этого удивительного вида искусства.

– Рискнул. Оставил родной Кумыкский, преподавательскую деятельность и поехал в Ногай. Вначале было много желающих работать в театре, я даже отсеивал. Потом стало сложнее набрать актёров. Как всем известно, бюджет в театрах слабый. Позже изменилась атмосфера в труппе. Если в первые годы мы репетировали до глубокой ночи, при любых условиях с удовольствием отправлялись на гастроли, то теперь, можно сказать, на энтузиазме молодежь работать не хочет. А я считаю, что актер должен гореть своим делом.

Сложно представить, что можно заполнять зал, давая по два спектакля в месяц в районе, где жителей всего-то около 20 тысяч человек. Но Ногайский театр под руководством Джумакаева с задачей справлялся. Зритель шёл и даже приезжал из других районов Дагестана. Театр вёл активную гастрольную жизнь. Астрахань, Башкирия, Чечня, Ставрополье, Казань, Северная Осетия–Алания – и повсюду барьеров между публикой и сценой не было.

Театр дважды побывал в Казахстане на фестивалях «Эбиш элем» и I Фестивале Прикаспийских государств, участвовал в VIII Международном фестивале тюркоязычных театров «Тысяча вдохов – один голос» в городе Конья (Турция), в международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в Башкирии, где спектакль нашего героя «Дом Бернарды Альбы» получил диплом «За лучшее прочтение классики». Ногайский – дважды участник театрального фестиваля «Воспевшие Дагестан», международного фестиваля национальных театров Прикаспийских государств – здесь театр за свою постановку «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Джюдженоглу был отмечен дипломом в номинации «Лучший камерный спектакль».

– Всегда старался вывозить своих ребят. Актёры должны видеть другое и играть для новой публики. Это рождает мысль, пробуждает фантазию. Уверен, что мы никогда бы здесь не прозвучали, если бы не заявили о себе в других местах. О нас узнали, и мы стали желанными гостями на гастролях и фестивалях. Помню нашу поездку в Керчь на международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». Сцена и зрительный зал – посреди древних развалин. Играем «Лавину». Декораций, можно сказать, нет. К нам отношение поначалу понятно какое. Отыграли. И вот на следующий день авторитетные московские члены жюри к нам уже с огромным интересом и с расспросами – кто мы, что мы, и как мог такой высокий уровень показать театр, выросший буквально из Дома культуры.

– А ещё актерам надо работать с разными постановщиками, – продолжает Байсолтан. – Все мы живые люди, и у режиссеров волей-неволей иногда кое-что идёт на автомате. Актер привыкает к «своему» режиссёру, может включиться инерция, а это уже никому не интересно – ни зрителю, ни артистам, ни самому режиссеру. Всегда с удовольствием приглашал поработать в наш театр сторонних постановщиков. Вот Саяна Ултургашева из Хакасии выпустила у нас спектакль по Арбузову «Мой бедный Марат», режиссер Симферопольского академического театра Рифат Аблаев сделал два спектакля. У нас работали Аслан Магомедов из Лакского театра и Магомедарип Сурхатилов из Аварского. Дмитрий Павлов поставил спектакль по Островскому, а его работа «Медея» имела в республике большой успех. Жаль, что не получилось осуществить замысел в полной мере: мы хотели сыграть спектакль прямо в степи.

Байсолтан Джумакаев как режиссер востребован в театрах и за пределами Дагестана. В начале нулевых он восстановил популярный спектакль Лакского театра «Парту Патима», за роль в котором получил госпремию.

Сейчас ведёт переговоры с Аварским театром по поводу постановки пьесы табасаранского драматурга Эльмиры Ашурбековой «Когда меняется вечность». Предлагают сделать спектакль по пьесе Гамзата Цадасы. В Лезгинском будет ставить то, о чем давно мечтал, – «Забыть Герострата!» Горина. Пока что в багаже задумка осуществить очень яркую, характерную вещь – «Две матери», где зритель будет наблюдать буквально схватку двух актрис, играющих таких разных женщин.

Есть у Байсолтана еще одна стезя – он драматург и переводчик, пишет на кумыкском и ногайском языках, спектакли по его пьесам идут в национальных театрах Дагестана и Карачаево-Черкесии.

– Когда ты читаешь пьесу как режиссёр, ты уже строишь себе спектакль. Вот говорят «нет пьесы», я очень сомневаюсь в этом. Пьеса всегда есть, просто надо иногда ее чисто по-режиссерски выправлять. При этом нельзя уходить от мысли драматурга. Не заниматься плагиатом, не прикарманивать чужое – всё надо делать компактно и прийти в конце концов к мысли автора и к тому результату, который он написал. Нельзя упираться в национальное. В театре ведь говоришь о людях. Мысли, любовь, жизнь, страсти и переживания, пороки и страдания у всех и везде примерно одинаковы, однако есть свои традиции, обычаи, ментальные особенности. Отелло и Дездемоны есть у всех. Разве у аварцев, ногайцев или китайцев нет своих Ромео и Джульетты? – рассуждает режиссер.

Что греха таить, сегодня на сцене можно видеть, как отдельные идеи, детали, художественные решения кочуют из спектакля в спектакль, режиссеры не стесняются заимствовать что-то для себя из работ коллег. Эта история не про Джумакаева. Он говорит, что может оценивать работу постановщика, но не «брать на вооружение» его находки. И тогда автор спектакля действительно может гордиться тем, что удалось сделать. Впрочем, слово «горжусь» к нашему герою, очень требовательному к себе, явно не подходит.

– Мне нравятся мои «Дом Бернарды Альбы» и «Лавина». Хороший получился спектакль «Имеретинская невеста», он потом долго шёл в Лезгинском театре. Там же поставил недавно моноспектакль «Привет с фронта» по пьесе Кондратьева. Долго голову ломал над ним, тем не менее сделал. Я не могу сказать, что это очень удачная работа, однако люди рыдают.

Какая ещё нужна оценка творческой работе! Зритель, для которых спектакль стал откровением и заставил пробудить в душе мысли и чувства, всегда скажет правду.

Вспоминая свой творческий путь, Байсолтан Атагишиевич не мог не сказать о людях, сыгравших важную роль в его профессиональном становлении. Он благодарен за помощь в открытии Ногайского театра Тавлу Казакбиеву, в 1980-е члену Госсовета РД, а ныне директору Северо-Кавказского института дружбы народов, а также администрации Ногайского района. Заслуженный деятель искусств РФ Ислам Казиев, заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров, народный артист России Айгум Айгумов – наставники, сподвижники, коллеги и друзья, которые всегда были рядом и чью поддержку ощущал Джумакаев на протяжении всей жизни.

Как о мыслящем, образованном человеке, не теряющем интереса к профессии, отзывается о нем заслуженный деятель искусств РД Изумруд Алиева: «Он сделал колоссальную работу: буквально «из ничего» построил театр, который брал призы на фестивалях, представляя действительно достойные работы. Смог создать труппу, определённую творческую атмосферу, поднял свой театр до уровня, когда в него с удовольствием идут работать уже состоявшиеся режиссеры».

Директор Лезгинского театра Динара Эминова считает Байсолтана Джумакаева не только постановщиком шести спектаклей, которые с успехом идут на сцене театра, но и наставником молодого главного режиссёра театра Казбека Думаева, да и своим тоже.

«Актёры его не просто уважают как профессионала, но и любят. Он умеет создать атмосферу доверия и взаимопонимания, – говорит Эминова. – Нам всем есть чему поучиться у Байсолтана Атагишиевича. Каждый его спектакль мы заносим в золотой фонд нашего театра, и все они живут долгую сценическую жизнь».

Скандарбек Тулпаров так говорит о своем друге и коллеге:

– Байсолтан очень порядочный, отзывчивый человек, хороший друг, из тех, кто «и в горести, и в радости». Для меня он еще и друг в творчестве, если так можно сказать. Мы учились вместе в «Щуке», потом жили по соседству. Часто ночами его квартира становилась нашим репетиционным залом, мы были одержимы театром. Его трудолюбие, целеустремленность помогли поставить на нужные рельсы Ногайский театр, добиться коллективу больших творческих побед. Он вошел в историю дагестанского театрального искусства как основоположник национального профессионального ногайского театра, став весьма значимой фигурой как для своего родного народа, так и для искусства Дагестана в целом.

Статьи из «Театры»

Театральный триумф

35
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

154
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

25
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

21
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

115
Наша газета продолжает рассказ о победе...

О войне, любви и верности

56
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

25
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

65
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

45
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...

Театр – это навсегда

39
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....