Вода и хлеб – начало жизни
На сельских жителях особая ответственность – от них зависит сохранение традиций, обычаев, обрядов. А мы эти традиции собираем, записываем и рассказываем о них, вы же передайте их другим. Это часть нашей истории, то, что придает Дагестану уникальность, неповторимость.
Мы рассказывали, как весело встречают Навруз-байрам, как по-разному отмечают праздник первой борозды. Но мало кто знает, что есть в марте еще один необычный праздник, отмечают его только в селении Чирката Гумбетовского района. Каждый год в предпоследнюю субботу марта здесь проходит праздник поливной воды.
— Такого своеобразного праздника нет нигде в Дагестане. В назначенный день все жители села выходят на расчистку водопроводного канала для полива сельских садов. Поливной канал протяжённостью около 5 километров берёт начало у водопада Инку речки Харибка. За истекший сезон полива он заиливается, в некоторых местах закрывается обрушением горных пород. Для того чтобы он функционировал бесперебойно до осени, требуется капитальный ремонт.
За несколько дней до праздника сельчане собирают кукурузу, пшеницу, фасоль, горох, сушеное мясо. Кто сколько может, у кого что есть. По сложившейся традиции в день праздника это всё варится в больших котлах, получается пшенично-кукурузно-фасолевая каша с мясом, которую называют мугь. Сушёное мясо придаёт этому вареву особый вкус. Это и есть меню праздничного обеда, – рассказывает заведующий Чиркатинским историко-краеведческим музеем Ибрагим Ибрагимов.
Представитель джамаата отмеряет каждому определённое количество метров канала для расчистки и ремонта. За дело принимаются в восемь утра и завершают к обеду. На этом история не заканчивается.
По сложившейся традиции в день праздника это всё варится в больших котлах, получается пшенично-кукурузно-фасолевая каша с мясом, которую называют мугь
– Аксакалы села у водозабора произносят ритуальную молитву (дуа) и торжественно пускают воду речушки в отремонтированный канал. К этому времени женщины Чиркаты с вёдрами, наполненными мугьом, напевая зикр, направляются в сад, куда собираются все мужчины после выполнения своей работы, – говорит он.
Так начинается торжественный обед. После обеда наступает время развлечений, устраивают игры и спортивные состязания. Сегодня это бег, метание камней, прыжки, бой быков, петушиные и собачьи бои. Но так было не всегда. Раньше, лет 30-40 назад, не обходилось без выступления пехлеванов.
И завершается празднество вручением подарков, награждением победителей. А вечером для жителей прошел концерт самодеятельных артистов в сельском клубе. И все торжества по случаю начала поливного сезона на этот год завершаются. Пусть год будет богат урожаем!
Пока в Чиркате варили кашу и расчищали водопроводный канал, хозяйки из Нижнего Дженгутая Буйнакского района готовили яичные курзе – ими провожают зиму и встречают весну. И так уже много-много лет. Традиции хлебопечения у кумыков очень богатые. Я видела и готовила вместе с женщинами из Нижнего Казанища. Здесь как будто назло цивилизации всё больше прибегают к дедовским и бабкиным методам. Вот рассказывают, пока я обмазываю желтком чуду с мясом и с требухой, что раньше кёрюк был один на всю длинную улицу. По дыму и запаху женщины узнавали, что он растоплен, и спешили с уже готовым тестом, у кого из кукурузной, у кого из пшеничной муки, занять очередь. Посиделки, видимо, уже не такие многолюдные, но хлеб уж точно какой надо – сельский. Тут вам и «назик» – хлеб, который пекли для пастухов, и «коймак-этмек» – хлеб с яичницей – два в одном, и «кысыр-этмек» – если переводить дословно – «разведенный хлеб», он бездрожжевой, а еще несчетное количество хлеба из кукурузной муки – от простого всем известного мичари до «чоюн-чуду».
Настоящий гастрономический праздник. И с каждым видом хлеба связан отдельный обряд. Назик, например, пастухам передавал ребенок, а в ответ получал ягненка. «Хитрость» этого хлеба в том, что он продолговатой формы, а по краям выкладывается цельное сырое куриное яйцо, сверху накрывается слоем теста и запекается в кёрюке. Ушел чабан на отгонные земли, проголодался, разломил хлеб, а внутри сюрприз – целое яйцо. А может, это отголоски язычества, ведь яйцо – символ начала жизни.
В это самое время в селении Кумух Лакского района традиционно готовят сладкий хлеб, богато украшенный орехами, финиками, изюмом, черносливом, урюком. Причём рецепт теста в каждой семье был свой и остается особенным, передается от матери к дочери.
– Сохранилась эта традиция, конечно, с языческих времён, и что самое интересное – такой же обычай готовиться к встрече весны есть и у славян. Они тоже «готовят» жаворонков из теста и украшают их сухофруктами, – рассказывает заведующая Кумухским историко-краеведческим музеем Абидат Макаева. – Сейчас пекут хлеб в обычных духовках, а в тандыре – редкость. Мы провели кулинарный мастер-класс для детей и показали, как правильно готовить и печь хлеб по старинке. Женщины собрались во дворе у моих золовок, у них есть глиняный тандыр.
И все три дня – 20, 21 и 22 марта – в Кумухе готовят «блюда со смыслом». 20 марта – хлеб и кашу из пяти злаков, чтобы год был изобильным. 21 марта на столе курзе яичное, чтобы год был плодовитым и были дети. 22 марта – рисовую кашу на молоке, обязательно густую, чтобы ложка стояла. Можно и другую кашу, но из крепких зерен, – поясняет Абидат Шовкетовна, накрывая на стол.