Купить PDF-версию
03:44 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X

Вода, огонь и глина

С древнейших времен горцы умели делать из простой глины уникальные произведения гончарного искусства. Балхарская керамика – старинная отрасль кустарного производства в Дагестане, а село Балхар и по сей день действующий керамический центр республики.

Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины
Расул Гамзатов

Гончарным делом традиционно занимались женщины. Запрет на участие мужчин садиться за гончарный круг, чтобы из комка глины вытянуть чашу или высокий кувшин, нарушил Абакар Газимагомедов.

А сегодня он начальник керамического цеха: своим энтузиазмом и любовью к древнему искусству вместе с десятью мастерицами не позволил во время повального кризиса 1990-х годов в стране исчезнуть этому уникальному ремеслу. В холодном помещении старого керамического цеха они продолжали создавать красоту из уникальной по своему качеству глины 15 видов, которую добывали тут же в сотнях метров в сторону большой долины села.

Абакар Кадырович благодарен Республиканскому дому народного творчества за значительную помощь и поддержку в трудное время изданием буклетов, альбомов, рассказывающих о мастерстве гончаров из Балхара, популяризирующего их искусство, организующего мастер-классы, публикуя в СМИ материалы о творческой судьбе замечательных кудесниц старинного ремесла.

В этом ремесле слились воедино стихии Земли, даже непримиримые – вода, огонь, глина. А соединило их мастерство балхарских мастеров, постоянно ищущих новые решения в производстве своих изделий, сохраняя традиции, обогащая это древнее искусство. Коллекция глиняных вещиц пополняется скульптурой как крупных, так и малых форм. Неведомые зверюшки, современные фигурки героев мультяшек, свистулек и прочих изделий для забавы детей и заезжих туристов вызывают умиление, улыбку: в каждом из них юмор, тонкая душа мастера, умеющего передать характер балхарцев.

– Ценность нашей керамики не только в красоте, но и в утилитарности, – объясняет Абакар Газимагомедов, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана». Вода, зерно, мука, иные пищевые продукты в балхарских кувшинах лучше хранятся, потому что глина дышит через поры, не закупоренные глазурью. «Живые» кувшины не позволяют содержимому в них портиться. Этому способствует и уникальная по своему составу глина, из которой керамика получается тонкой, звонкой, прочной. Среди гончаров бытует термин «правильная глина». Так вот: балхарская глина из разряда хороших, правильных. «Это сила Балхара», – с гордостью говорит прославленный гончар.

Его большие высокие кувшины, на поверхности которых умещаются стилизованные аулы с их бытовыми сценками на горных улочках, плетущихся вверх по горбатому «склону» глиняного сосуда, вызывают неподдельный интерес у посетителей выставок, конкурсов, участником которых является член Союза художников России потомственный балхарец Абакар Кадырович Газимагомедов. Его мастерству дивятся посетители масштабных мероприятий «Кавказ мастеровой», «Культура молодежи», «Подворья», «Родники Дагестана». Работами гончара восхищаются и иностранные гости международных фестивалей «Горцы», «Каспий – берега дружбы», выставки «Ладья», проходившей под эгидой ассоциации «Народные промыслы России» в Москве.

Одна из главных задач поддержанного Фондом «Русский мир» Международного фестиваля «Дербент: 2000 лет на перекрестке культур» состояла в том, чтобы представить миру многоцветье российской культуры. Яркой демонстрацией выполнения этой задачи стала интернациональная акция – поездка участников фестиваля из других регионов России и зарубежья в спрятавшийся в горах Дагестана аул гончаров Балхар. До него добраться непросто по петляющей между скал и ущелий дороге. Но всё это забылось, как только гости въехали в этот удивительный уголок Кавказа, где люди живут в гармонии с природой. О радушии местных жителей гости были наслышаны, но увиденное их буквально растрогало. С первых минут пребывания в известном центре народных ремесел представители Казахстана, Эстонии, Белоруссии, Абхазии, Хакасии, Татарстана, Московской области, Москвы ощутили себя теми, кого здесь давно ждали.

Руководитель гончарного производства выпускник Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, Государственной академии в сфере быта и услуг вместе со своими коллегами был участником круглого стола «Сохранение и развитие художественных промыслов: успешные практики и проблемы», где рассказывал, как сберегаются традиции изготовления керамики. Не ограничиваясь подробной информацией и демонстрацией изделий, он показал отработанный годами процесс их создания – от заготовки глины из ее месторождения на окраине Балхара до обжига разномерных сосудов и очаровательной малой скульптуры.

Сегодня очевидно, что искусство Газимагомедовых обретает долгосрочное существование. Хадижат Курамагомедова – внучка Абакара Кадыровича – все школьные каникулы проводит в Балхаре за гончарным кругом, обучаясь семейному ремеслу, постигая секреты деда – учителя, желая стать мастерицей. У нее много единомышленников, стремящихся постичь гончарное дело балхарцев, чтобы не останавливался круг, бесконечное движение которого запущено в далекой древности горцами Дагестана.

Абакар Кадырович, видя живой интерес к этому ремеслу молодых балхарцев, искренне верит, что глиняные изделия будут применены не только в сельском быту, но и как предметы декора в современных дизайнерских решениях.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

43
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...