Восемь глав жизни художника и мыслителя
«В дагестанском искусстве я просто долго искал свой путь. В том смысле, что понимал: нахожусь среди великих скал и ущелий, единственное, что я, пожалуй, пытался сделать, – это найти или хотя бы изобрести новое место в жизни дагестанского искусства. Эту мысль о себе подтверждает и перформанс, и уход в философию, и виртуальный театр, и циничное отношение к ремеслу. Я оказался заложником своего же собственного, но внешним и объективно историческим образом обусловленного эксперимента. Полагая, что в своем перформансе я задолго до всех и радикально смело сумел проиграть большинство из работающих сегодня художественных стратегий».
Так за четыре дня до смерти написал о себе известный художник, скульптор, философ и мыслитель Сабир Гейбатов. В этом небольшом размышлении кроется анализ пройденного жизненного пути во имя главной цели и поиска истины, на пути к которым он успел создать многое. Самое важное – изменил форму, сумел «прорубить» путь новому искусству, дал дорогу тем, кто был готов и хотел вырваться из оков общепринятого, творить свободно.
Сабир всегда старался объединять и вести за собой людей мыслящих, во имя созидания и сотворения лучшего интеллектуального и культурного общества. Таким он и остался в памяти всех, кто знал его, любил, с кем дружил и создавал смелые совместные проекты. И именно об этом – как человек-гений, опережавший свое время, способен менять пространство и жизнь вокруг себя – новая выставка Музея Махачкалы «В зеркале Симурга. Сабир Гейбатов». Куратор выставочного проекта Зарема Дадаева языком метафор и символов раскрывает восемь важных глав жизни Сабира Гейбатова (8 – символ бесконечности, любимое число художника). Каждая глава – отдельный отрезок экспозиции и в каждой раскрывается особый, многогранный мир большой личности.
«Я сразу поняла, что не буду делать выставку тайм-лайн. Это не про Сабира. Саба – редкий человек – сложный, яркий, красивый, харизматичный и в чем-то трагичный. Просто о нем рассказать было бы неправильно», – делится Дадаева.
Глава I. Сын
Начинается экспозиция с этого отрезка не случайно. Сабир Гейбатов был любящим сыном и отдавал дань уважения, любви своим известным родителям.
«Из любви к отцу он уходит в ремесло, становится скульптором. Но в конечном итоге, поняв, что академическое – это не его путь, создает в скульптуре свой язык, свои образы. Признаваясь в любви матери, он уходит в науку и тоже добивается успехов. Он хотел быть хорошим сыном для своих родителей, ждал одобрения, хотел, чтобы родители хвалили и гордились им. Вот это удивительно. Обладая таким гением и талантом, оставаться в сути ребенком, сомневающимся и неуверенным в себе. Именно таким, как мне кажется, изобразил Сабира на парадном портрете близкий друг детства художник Арсен Курбанов», – рассказывает куратор выставки.
Глава II. Перформер
В центре выставочного отрезка созданная Сабиром Гейбатовым птица Симург. Та самая, что была частью первого дагестанского перформанса, представленного им на экспозиции в выставочном зале Союза художников РД в 1996 году.
«Думаю, это было одно из самых значительных действий из того, что сделал Сабир для современного искусства Дагестана, – говорит Зарема Дадаева. – В своем перформансе, который он посвятил Йозефу Бойсу, Сабир переместил дагестанское искусство с плоскости в пространство. До этого здесь бытовало представление, что искусство – это картины, скульптура, то, что должно быть статичным, висеть на стене, в раме. А Сабир тогда в хорошем смысле поверг всех в шок, но всем было понятно, что пришло новое, яркое, эффектное. Пришло новое искусство.
В образе Симурга он совместил восточную и европейскую культуры. В области сердца художник поместил зеркало. Каждый отразившийся в нем должен понять – ты и есть Симург, ты – царь и ты создан по образу и подобию Бога, а потому ты уникален. Вот эту концепцию уникальности каждого человека для Сабира очень важно было донести».
В 2021 году объект «Симург и Бубен» Сабира Гейбатова был представлен на II триеннале современного российского искусства в музее современного искусства «Гараж».
Глава III. Художник
Другая яркая часть экспозиции рассказывает о Гейбатове как о художнике, который через свое искусство задавал вопросы и обращался к обществу. Здесь идет повествование о группе «НАКШ» – новой ассоциации культурных шифров, которую создает в начале нулевых Гейбатов. Отвечая на политические и общественные процессы, происходившие в стране в 1990-е годы, круг друзей и единомышленников во главе с Сабиром Гейбатовым создали эту ассоциацию в целях оказания интеллектуального противостояния религиозному экстремизму и фанатизму на основе широкого лингвистического дискурса современной художественной практики постмодернизма. До конца жизни Сабир Гейбатов оставался адептом философии «НАКШ».
Глава IV. Виртуальный театр
В Сети первое упоминание о виртуальном театре встречается в 2020 году, его придумали во время пандемии. А Сабир Гейбатов создал на платформе Фейсбук «Виртуальный театр имени Ибрагимхалила Супьянова» в 2012 году! С появлением и развитием технологий, социальных сетей он вновь ищет и находит новое пространство для искусства и взаимодействия с ним.
В закрытой группе участники разыгрывали новые сценарии, проводили различные перформансы, создавали спонтанные театральные действия и постановки, где каждый играл свою роль. Это было свежо и интересно, участники виртуального театра, находясь каждый в разных пространствах, с нетерпением ждали встречи друг с другом на новой, закрытой для других площадке.
Глава V. Теоретик искусства
Зинаида Александровна Гейбатова-Шолохова – известный искусствовед Дагестана, заслуженный деятель искусств республики – мама Сабира Гейбатова. Своим примером она дала толчок сыну постигать науку. И он успешно в этом направлении реализовывался. Им написано множество научных статей, монографий, посвященных изучению и анализу культуры и искусства. Эти труды, представленные на выставке в изданиях, также рассказывают о фундаментальных знаниях Сабира Гейбатова как теоретика искусства.
Глава VI. Скульптор
Как и отец – известный скульптор Гейбат Гейбатов – Сабир сумел состояться как яркий и талантливый скульптор. Отойдя от академической школы, он искал свой путь. В создаваемых им скульптурных работах – особая глубина, множество скрытых метафор, образов, символов. На выставке в Музее Махачкалы зрителю представлена серия его работ «Памятники стихам дагестанских поэтов». Это цикл скульптурных произведений (малая пластика).
«Это был один из таких ярких проектов, который Сабир мечтал воплотить в жизнь. Идею эту он пестовал особенно. Он говорил: «Поэзия Дагестана должна стоять по всему миру. Будучи мастером слова, философом, интеллектуалом и скульптором, он мечтает переложить стихи в металл и камень, чтобы дагестанская поэзия в скульптуре украсила Махачкалу, ее скверы, аллеи и парки, чтобы эти объекты, правильно вписанные в архитектуру и ландшафт города, приглашали всех в поэтическое путешествие», – рассказывает Зарема Дадаева.
Но, увы, эскизы этих удивительных работ так и остались в пластилине. Тем не менее куратор выставки сумела сделать так, чтобы мечта скульптора осуществилась хотя бы в пространстве музея. На одной из стен представлены изображения разных городских локаций, где помещены скульптурные композиции Гейбатова. Можно увидеть, как они органично вписываются в тело города и наполняют пространство вокруг себя особой эстетикой и энергетикой. Будем надеяться, что данные проекции действительно оживут в нашем городе. А пока Зарема Дадаева сохранила в музее 3D-видеозапись этих работ, по которым в будущем можно будет воплотить в жизнь проект известного скульптора и украсить ими город.
Глава VII. Философ
В 2007 году Сабир Гейбатов становится одним из отцов-основателей философского-интеллектуального клуба «ЭПОХЕ». Будучи прирожденным философом, он чувствовал необходимость в площадке для развертывания широкого диалога в разных форматах. Именно философия, на его взгляд, обладает заметным преимуществом перед другими отраслями социогуманитарной науки.
«Сабир знал, что он другой. Что у него другой язык, другой строй мыслей, и выражается он многосложно. Это было его естеством, он был так создан. И, конечно, думаю, он страдал, что не мог ни с кем говорить и дискутировать здесь на одном с собой уровне, но никогда этого не показывал. Клуб «Эпохе», группа «НАКШ» – всё это были его попытки объединения людей через искусство. Таким образом он старался, чтобы было больше лучших людей. Людей, способных понимать и считывать концепты. Людей глубоких, мыслящих, сложных. Ему было важно, чтоб он жил в таком интеллектуальном, культурном и образованном обществе, и Сабир пытался, как мог, это общество создать», – подчёркивает Зарема Дадаева.
Глава VIII. Друг
Это завершающая глава выставки. Многие считали себя друзьями Сабира Гейбатова. И город пребывал в глубоком трауре, когда он так внезапно ушёл в мир иной. И сразу столько людей осиротело…
«Мне морально было тяжело готовить эту выставку. Подступалась к ней почти три года. Когда Сабир ушел, я долгое время не понимала, как и с кем мне работать в области современного искусства, когда по сути здесь нет людей способных, будучи в контексте истории современного искусства, адекватно описать и исследовать современные тенденции. То, что делает сегодня художник здесь и в мире. Я могу сказать, что мы сильно обеднели, потеряв Сабира. Обеднела культура Дагестана. Сабир, как Эдуард Путерброт, был глыбой, ледоколом, который прорубал дорогу всем остальным. А еще он был очень добрым человеком, мог дарить другим крылья. К нему обращались, он всегда охотно советовал, подсказывал, помогал. Видя сделанную работу, начинал хвалить автора. Слыша от Сабира слова одобрения, хотелось становиться лучше», – отмечает Зарема Дадаева.
Вот это стремление сделать мир гармоничнее, менять людей к лучшему и способствовало тому, что друзей у Сабира Гейбатова много. А сегодня все, кто его знал, могут прийти на памятную выставку, увидеть фрагменты видеозаписей, где Гейбатов трудится в мастерской или же исполняет импровизированный танец Дракона на выставке. Могут прочесть отрывки из его дневников, и при этом все они отразятся в зеркалах и в сердце птицы Симург. И может быть, каждый увидит что-то новое для себя и в себе. В этом в том числе и кроется главный замысел выставки и всего того, что при жизни успел создать Сабир Гейбатов.