Купить PDF-версию
02:35 | 21 июня, Сб
Махачкала
X
09:42 24.12.2021

Восемь глав жизни художника и мыслителя

«В дагестанском искусстве я просто долго искал свой путь. В том смысле, что понимал: нахожусь среди великих скал и ущелий, единственное, что я, пожалуй, пытался сделать, – это найти или хотя бы изобрести новое место в жизни дагестанского искусства. Эту мысль о себе подтверждает и перформанс, и уход в философию, и виртуальный театр, и циничное отношение к ремеслу. Я оказался заложником своего же собственного, но внешним и объективно историческим образом обусловленного эксперимента. Полагая, что в своем перформансе я задолго до всех и радикально смело сумел проиграть большинство из работающих сегодня художественных стратегий».

Так за четыре дня до смерти написал о себе известный художник, скульптор, философ и мыслитель Сабир Гейбатов. В этом небольшом размышлении кроется анализ пройденного жизненного пути во имя главной цели и поиска истины, на пути к которым он успел создать многое. Самое важное – изменил форму, сумел «прорубить» путь новому искусству, дал дорогу тем, кто был готов и хотел вырваться из оков общепринятого, творить свободно.

Сабир всегда старался объ­единять и вести за собой людей мыслящих, во имя созидания и сотворения лучшего интеллектуального и культурного общества. Таким он и остался в памяти всех, кто знал его, любил, с кем дружил и создавал смелые совместные проекты. И именно об этом – как человек-гений, опережавший свое время, способен менять пространство и жизнь вокруг себя – новая выставка Музея Махачкалы «В зеркале Симурга. Сабир Гейбатов». Куратор выставочного проекта Зарема Дадаева языком метафор и символов раскрывает восемь важных глав жизни Сабира Гейбатова (8 – символ бесконечности, любимое число художника). Каждая глава – отдельный отрезок экспозиции и в каждой раскрывается особый, многогранный мир большой личности.

«Я сразу поняла, что не буду делать выставку тайм-лайн. Это не про Сабира. Саба – редкий человек – сложный, яркий, красивый, харизматичный и в чем-то трагичный. Просто о нем рассказать было бы неправильно», – делится Дадаева.

Глава I. Сын

Начинается экспозиция с этого отрезка не случайно. Сабир Гейбатов был любящим сыном и отдавал дань уважения, любви своим известным родителям.

«Из любви к отцу он уходит в ремесло, становится скульп­тором. Но в конечном итоге, поняв, что академическое – это не его путь, создает в скульп­туре свой язык, свои образы. Признаваясь в любви матери, он уходит в науку и тоже добивается успехов. Он хотел быть хорошим сыном для своих родителей, ждал одобрения, хотел, чтобы родители хвалили и гордились им. Вот это удивительно. Обладая таким гением и талантом, оставаться в сути ребенком, сомневающимся и неуверенным в себе. Именно таким, как мне кажется, изобразил Сабира на парадном портрете близкий друг детства художник Арсен Курбанов», – рассказывает куратор выставки.

Глава II. Перформер

В центре выставочного отрезка созданная Сабиром Гейбатовым птица Симург. Та самая, что была частью первого дагестанского перформанса, представленного им на экспозиции в выставочном зале Союза художников РД в 1996 году.

«Думаю, это было одно из самых значительных действий из того, что сделал Сабир для современного искусства Дагестана, – говорит Зарема Дадаева. – В своем перформансе, который он посвятил Йозефу Бойсу, Сабир переместил дагестанское искусство с плоскости в пространство. До этого здесь бытовало представление, что искусство – это картины, скульптура, то, что должно быть статичным, висеть на стене, в раме. А Сабир тогда в хорошем смысле поверг всех в шок, но всем было понятно, что пришло новое, яркое, эффект­ное. Пришло новое искусство.

В образе Симурга он совместил восточную и европейскую культуры. В области сердца художник поместил зеркало. Каждый отразившийся в нем должен понять – ты и есть Симург, ты – царь и ты создан по образу и подобию Бога, а потому ты уникален. Вот эту концепцию уникальности каждого человека для Сабира очень важно было донести».

В 2021 году объект «Симург и Бубен» Сабира Гейбатова был представлен на II триеннале современного российского искусства в музее современного искусства «Гараж».

Глава III. Художник

Другая яркая часть экспозиции рассказывает о Гейбатове как о художнике, который через свое искусство задавал вопросы и обращался к обществу. Здесь идет повествование о группе «НАКШ» – новой ассоциации культурных шифров, которую создает в начале нулевых Гейбатов. Отвечая на политические и общественные процессы, происходившие в стране в 1990-е годы, круг друзей и единомышленников во главе с Сабиром Гейбатовым создали эту ассоциацию в целях оказания интеллектуального противостояния религиозному экстремизму и фанатизму на основе широкого лингвистического дискурса современной художественной практики пост­модернизма. До конца жизни Сабир Гейбатов оставался адептом философии «НАКШ».

Глава IV. Виртуальный театр

В Сети первое упоминание о виртуальном театре встречается в 2020 году, его придумали во время пандемии. А Сабир Гейбатов создал на платформе Фейсбук «Виртуальный театр имени Ибрагимхалила Супьянова» в 2012 году! С появлением и развитием технологий, социальных сетей он вновь ищет и находит новое пространство для искусства и взаимо­действия с ним.

В закрытой группе участники разыгрывали новые сценарии, проводили различные перформансы, создавали спонтанные театральные действия и постановки, где каждый играл свою роль. Это было свежо и интересно, участники виртуального театра, находясь каждый в разных пространствах, с нетерпением ждали встречи друг с другом на новой, закрытой для других площадке.

Глава V. Теоретик искусства

Зинаида Александровна Гейбатова-Шолохова – известный искусствовед Дагестана, заслуженный деятель искусств республики – мама Сабира Гейбатова. Своим примером она дала толчок сыну постигать науку. И он успешно в этом направлении реализовывался. Им написано множество научных статей, монографий, посвященных изучению и анализу культуры и искусства. Эти труды, представленные на выставке в изданиях, также рассказывают о фундаментальных знаниях Сабира Гейбатова как теоретика искусства.

Глава VI. Скульптор

Как и отец – известный скульп­тор Гейбат Гейбатов – Сабир сумел состояться как яркий и талантливый скульптор. Отойдя от академической школы, он искал свой путь. В создаваемых им скульптурных работах – особая глубина, множество скрытых метафор, образов, символов. На выставке в Музее Махачкалы зрителю представлена серия его работ «Памятники стихам дагестанских поэтов». Это цикл скульптурных произведений (малая пластика).

«Это был один из таких ярких проектов, который Сабир мечтал воплотить в жизнь. Идею эту он пестовал особенно. Он говорил: «Поэзия Дагестана должна стоять по всему миру. Будучи мастером слова, философом, интеллектуалом и скульптором, он мечтает переложить стихи в металл и камень, чтобы дагестанская поэзия в скульптуре украсила Махачкалу, ее скверы, аллеи и парки, чтобы эти объекты, правильно вписанные в архитектуру и ландшафт города, приглашали всех в поэтическое путешествие», – рассказывает Зарема Дадаева.

Но, увы, эскизы этих удивительных работ так и остались в пластилине. Тем не менее куратор выставки сумела сделать так, чтобы мечта скульптора осуществилась хотя бы в пространстве музея. На одной из стен представлены изображения разных городских локаций, где помещены скульптурные композиции Гейбатова. Можно увидеть, как они органично вписываются в тело города и наполняют пространство вокруг себя особой эстетикой и энергетикой. Будем надеяться, что данные проекции действительно оживут в нашем городе. А пока Зарема Дадаева сохранила в музее 3D-видеозапись этих работ, по которым в будущем можно будет воплотить в жизнь проект известного скульп­тора и украсить ими город.

Глава VII. Философ

В 2007 году Сабир Гейбатов становится одним из отцов-основателей философского-интеллектуального клуба «ЭПОХЕ». Будучи прирожденным философом, он чувствовал необходимость в площадке для развертывания широкого диалога в разных форматах. Именно философия, на его взгляд, обладает заметным преимуществом перед другими отраслями социо­гуманитарной науки.

«Сабир знал, что он другой. Что у него другой язык, другой строй мыслей, и выражается он многосложно. Это было его естеством, он был так создан. И, конечно, думаю, он страдал, что не мог ни с кем говорить и дискутировать здесь на одном с собой уровне, но никогда этого не показывал. Клуб «Эпохе», группа «НАКШ» – всё это были его попытки объединения людей через искусство. Таким образом он старался, чтобы было больше лучших людей. Людей, способных понимать и считывать концепты. Людей глубоких, мыслящих, сложных. Ему было важно, чтоб он жил в таком интеллектуальном, культурном и образованном обществе, и Сабир пытался, как мог, это общество создать», – подчёркивает Зарема Дадаева.

Глава VIII. Друг

Это завершающая глава выставки. Многие считали себя друзьями Сабира Гейбатова. И город пребывал в глубоком трауре, когда он так внезапно ушёл в мир иной. И сразу столько людей осиротело…

«Мне морально было тяжело готовить эту выставку. Подступалась к ней почти три года. Когда Сабир ушел, я долгое время не понимала, как и с кем мне работать в области современного искусства, когда по сути здесь нет людей способных, будучи в контексте истории современного искусства, адекватно описать и исследовать современные тенденции. То, что делает сегодня художник здесь и в мире. Я могу сказать, что мы сильно обеднели, потеряв Сабира. Обеднела культура Дагестана. Сабир, как Эдуард Путерброт, был глыбой, ледоколом, который прорубал дорогу всем остальным. А еще он был очень добрым человеком, мог дарить другим крылья. К нему обращались, он всегда охотно советовал, подсказывал, помогал. Видя сделанную работу, начинал хвалить автора. Слыша от Сабира слова одобрения, хотелось становиться лучше», – отмечает Зарема Дадаева.

Вот это стремление сделать мир гармоничнее, менять людей к лучшему и способствовало тому, что друзей у Сабира Гейбатова много. А сегодня все, кто его знал, могут прийти на памятную выставку, увидеть фрагменты видеозаписей, где Гейбатов трудится в мастерской или же исполняет импровизированный танец Дракона на выставке. Могут прочесть отрывки из его дневников, и при этом все они отразятся в зеркалах и в сердце птицы Симург. И может быть, каждый увидит что-то новое для себя и в себе. В этом в том числе и кроется главный замысел выставки и всего того, что при жизни успел создать Сабир Гейбатов.

Статьи из «Выставки»

Краски нашей Родины

10
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

13
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

28
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

43
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

44
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

91
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

35
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...