Восемь вечеров на Русской сцене
До официального открытия сезона в Русском драматическом театре им. М. Горького остается несколько недель, но жизнь в нем уже бурлит. В свой юбилейный, 100-й театральный год коллектив учреждения встречал участников и гостей Vlll Международного фестиваля «Русская сцена», ставшего визитной карточкой первого государственного театра республики и одним из самых долгожданных событий для всех поклонников театрального искусства. Ещё бы! Марафон самых разных постановок, знакомство с новыми театрами, споры вокруг представленных спектаклей, классики и современники, почти антреприза и психологический театр, мюзикл и антиутопия – было над чем подумать и что обсудить.
Описать всё, что происходило в театрах дагестанской столицы в первые дни октября, невозможно, но мы постараемся затронуть, с нашей точки зрения, главное на «Русской сцене».
Несомненно, подарком для театралов Махачкалы стал приезд Московского драматического театра им. М. Ермоловой, который и открыл фестиваль. С одной стороны, столичная труппа у нас впервые, а с другой – гостями театр не назовешь. Было время, когда ермоловцы работали на сцене Русского целый театральный сезон. В 1941 году наш театр стал домом для москвичей, сложные дни прочно связали эти два коллектива.
Театр Ермоловой показал дагестанскому зрителю «Приглашение на казнь». Спектакль, поставленный по одноимённому роману В. Набокова, сразу взорвал публику необычным для неё сценическим решением сложнейшего литературного материала. Инсценировка романа Набокова, наполненного скрытыми смыслами, символами, а порой и элементами абсурда, сама по себе задача непростая, и художественные средства режиссера постановки, заслуженной артистки России Марины Брусникиной работали на идею книги и её воплощение на сцене. Несмотря на флёр непререкаемости авторитета столичного театра, мнения разделились как среди публики, так и профессионалов.
Иногда гипербола текста, помноженная на гиперболу сцены, уж очень смещала акцент с содержания на форму. Форма, конечно, важна, но, как нам кажется, все-таки второстепенна по отношению к смыслам. Примечательно, что дагестанским зрителям достался по сути новый спектакль, поскольку на главную роль был введён новый актер, для которого это был дебют на сцене. Зрители оценили работу молодого артиста, особенно отметив два его монолога в конце первого действия и в финале. Но есть и другая точка зрения, и она, думается, имеет под собой основания.
Денис Малютин, режиссер Кумыкского театра: «Мне кажется, что это какая-то «молодецкая» история, в том смысле, что отдельные актёрские работы оставляли ощущение недосказанности, незрелости. Все-таки Набоков требует глубокого погружения и состоявшегося ощущения жизни, а здесь чувствовалось некоторое студенчество».
Интересно было услышать мнение о спектакле профессионального жюри. Борис Бирман, режиссер, продюсер (Санкт-Петербург), отвечая на наш вопрос об уровне представленных на фестивале работ, охарактеризовал участников так: «В целом работы очень высокого класса и очень приличного класса».
Нетрудно догадаться, к какому из них относит театральный критик спектакль ермоловцев. Как он с улыбкой говорит, «советовать что-то театру Ермоловой можно, но не сильно, наверное».
Однако и восторженные дагестанские поклонники «Приглашения на казнь», и зануды, и скептики, ищущие повсюду неточности, сходятся в одном – сценография спектакля, работа художника-осветителя заслуживают громких аплодисментов. В постановке использовались современные, очень действенные и вместе с тем эффектные приемы, создающие насыщенную картинку спектакля, помогающие зрителю понять замысел режиссера.
После такого яркого начала фестиваль продолжил свою работу на площадках Русского и Кумыкского театров.
Иркутский академический драмтеатр им. Н. Охлопкова привез спектакль «Голос русской поэзии. Пушкин: Любовь. Болдино. Карантин» и мюзикл «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
«Сон в летнюю ночь» У. Шекспира показал Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесии.
Свои версии пьесы А. Островского «Доходное место» представили Русский государственный музыкально-драматический театр (Ингушетия) и Карагандинский государственный ордена Дружбы народов русский драматический театр им. К. С. Станиславского. Гости из Казахстана показали классическую пьесу, как нельзя более актуальную и сегодня, подчеркнув не только её социальную проблематику, но и глубокий психологизм, исследующий отношения между людьми.
Но вот мы добрались до Пермского академического Театра-Театра – он привез неожиданный для дагестанского зрителя спектакль «Трое плюс кот», поставленный по сценарию Евгения Шестакова, известного писателя-сатирика, автора монологов популярных эстрадных артистов. Это второй спектакль театра выездного формата, и он тоже расколол дагестанскую публику на два лагеря. История про говорящего кота и его хозяина – простая, незатейливая и для многих очень смешная – удивила часть местных театралов, с восторгом принявших прошлый приезд Театра-Театра с постановкой «Вертинский». Тем интереснее наблюдать за работой одного из лучших региональных театров страны.
Как сказал Борис Бирман, «мамы разные нужны»:
«Борис Мильграм, постановщик этого спектакля, грамотный режиссер. Работа очень качественная, актёры играют прекрасно, и текст симпатичный. Кот – альтер-эго героя, и именно ему отдан главный монолог, а в нем и есть та самая «сермяга».
Татьяна Веснина, театральный критик, журналист (Томск): Антрепризный, эстрадный текст Шестакова сделан по законам настоящего театра: на сцену вынесен балаган, а это один из источников театрального искусства».
Ну а лучшим, на наш взгляд, драматическим спектаклем фестиваля стала постановка «Кроткая» Ф. Достоевского Саратовского государственного академического театра драмы имени И. Слонова.
Два часа зрительный зал сидел затаив дыхание, боясь пропустить слово, жест, взгляд, движение бровей главного героя. Исполнитель главной роли Олег Морозов буквально захватил сердце публики и держал в напряжении зал, не отпуская ни на секунду. На сцене прошла жизнь, трагедия человека, пережитая на наших глазах.
Борис Бирман: «Это труднейший материал. Я видел несколько «Кротких», и это всегда была какая-то патология. Здесь же – горечь невозможности счастья, в которой виноват сам человек. И это мне весьма понравилось».
Хочется спросить, удаётся ли профессионалам смотреть спектакли, как обычным зрителям, душой?
И вот как ответил на этот вопрос гость из Северной столицы: «Если приходится судить, то бывает так, что отмечаешь какие-то технические моменты, а потом бросаешь блокнот и просто смотришь. «Кроткая» саратовцев как раз тот случай».
Татьяна Веснина: «Такие впечатления, когда не хочется ничего записывать, они тоже создаются чем-то. В «Кроткой» мы сразу увидели настоящую выгрузку (ее давно не встретишь), такой прекрасный предметный ряд. Всё продумано, каждая деталь работает на идею, на образ».
Денис Малютин: Как режиссеру мне ближе постановка Саратовского театра. Традицию русского психологического театра нужно сохранять и продолжать во всех дагестанских национальных театрах. Не отменяя при этом новые формы, которые мы ищем и применяем. Но русский классический театр необходим. В финале «Кроткой» я испытал катарсис – главное в искусстве театра, и я благодарен артистам за это».
Михаил Морозов, заслуженный артист России и Дагестана: «Я многое воспринимал сердцем. Из всех «Кротких», что видел, этот спектакль – лучший. Режиссер пытается вытащить наружу человеческую, не патологическую историю. Меня это увлекло, задело, и зритель был замечательный. Вот я сейчас вернусь после этого спектакля к жене и пообещаю, что никогда ее обижать не буду. И это самое главное в постановке, – улыбается актер и продолжает. – Понравились еще простые и разумные декорации. Мне уже надоело, когда декорация играет вместо артистов. Сам я давно отказался и от сценических костюмов, и от сопровождающей мои спектакли музыки».
И зрители могли убедиться в том, что большому артисту нужны только сцена и публика.
Сам Михаил выступил с моноспектаклем по творчеству Ивана Крылова «Такие недетские басни». И это действительно был баснословный вечер, ставший одной из самых ярких страниц театрального марафона.
Актер поделился с нами планами: «Мне не интересна тема любви – так бывает, когда в семье счастлив, но 95 процентов литературы – об этом. Поэтому я уцепился за Крылова, там чистая сатира. А сейчас готовлю спектакль по Чехову, хочу скрепить несколько его рассказов, найти связующую нить. Важно, чтобы они не были хрестоматийными. Я решил пойти таким ходом – не брать серьёзные рассказы позднего периода и искать в них легкость, а попробовать найти серьёз у раннего Чехова, Антоши Чехонте, сделать спектакль про «ужасы всех замужеств», как писал Маяковский, но сделать это легко».
Зрители помнят великолепный спектакль Морозова по Расулу Гамзатову «Патимат». Идею его подала дочь поэта Салихат. Тогда был разговор о взлётах и падениях человеческой судьбы, переживаниях, радости и слезах, наполненный любовью, способной победить всё. И в то же время с легким, воздушным финалом. Ведь Гамзатов, говорит актер, сродни Пушкину во многом. В нем есть пушкинская легкость, самоирония, наивность, а еще – толстовская.
Филармонический спектакль дал и народный артист России Евгений Князев. Звезда Театра им. Е. Б. Вахтангова, лауреат Государственной премии, он блистал в моноспектакле «Дом из стихов» по произведениям советских и российских поэтов. Звучали Маяковский, Асеев, Самойлов, Вознесенский, Евтушенко, Аджиев и, разумеется, Гамзатов.
Вот так на одной сцене зрители увидели мэтров театрального искусства России и коллективы, которые пусть и не слишком известны за пределами своих регионов, но ищут свой путь, стремятся к новым высотам. И это ценно буквально для всех: зала, самих коллективов, жюри.
Борис Бирман: «Фестиваль – это возможность держать руку на пульсе того, что происходит, с чем приезжают коллективы. И мы по мере возможности и своего профессионального понимания театрального процесса пытаемся понять этот уровень, где-то поддержать, где-то посоветовать, а главное – помочь. Это самое важное, в этом мы видим свою задачу. На самом деле мы сильно не ругаем, важнее подбодрить, поощрить то, что получилось хорошо, ну и слегка указать на какие-то возможные огрехи. Да и нам самим нужно как бы сориентироваться в системе координат: где мы, что делаем, куда двигаемся».
Татьяна Веснина: «Сами коллективы говорят, что они за тем и приехали, чтобы послушать мнение профессионального жюри. Я соглашусь, что слова ободрения работают лучше. Размазать кого бы то ни было несложно, но зачем? Театры приехали услышать что-то, чтобы изменить себя, найти ту точку, от которой и начать работать. Если критика – зеркало, то пусть оно будет доброжелательным, чем кривым, жестким. Ваш фестиваль даёт срез театральной картины России. Такая широкая география, когда рядом выступают театры из Иркутска, Саратова и кавказских республик, позволяет отследить, как устроено театральное дело страны. Афиша «Русской сцены» составлена очень грамотно».
А чем хорош фестиваль с точки зрения самих его участников, мы спросили у Михаила Морозова.
«Своё участие здесь я начал со спектакля «Хаджи-Мурад». Я в Дагестане давно уже не гость, ваши зрители меня хорошо знают и всегда ждут от меня чего-то нового. Если мне нечего к вам привезти, начинаю это придумывать – не хочется повторяться. Так что участие в столь замечательном проекте, да и вообще каждый приезд в Дагестан – хороший стимул продолжать работу в этом адовом жанре моноспектакля. А сам фестиваль для меня не то чтобы лаборатория для семи критиков, а большое, серьезное событие для очень культурной республики, где одних национальных театров множество, не говоря о художественной, музыкальной культуре, поэзии и литературе».
Символично завершение фестиваля. Постановка главного режиссера Русского театра Скандарбека Тулпарова «Остров женщин» по поэме Расула Гамзатова стала своего рода приглашением на гостеприимную, хлебосольную, богатую талантами и тружениками землю – Республику любви.
«Русская сцена» говорит до свидания и добро пожаловать!