Вослед ушедшей осени
Именитые и начинающие свой путь дагестанские художники представили творческие работы на выставке «Осенний вернисаж», открывшейся на днях в выставочном зале Союза художников республики. Экспозиция, включившая более 100 работ в жанрах живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, демонстрирует богатую палитру направлений, стилей, техник, в которых сегодня творят мастера кисти и ювелирного дела, скульпторы.
– Мы подготовили нашу выставку таким образом, чтобы в ее рамках было представлено творчество практически всех наших мастеров. Как художников, чьи работы находятся в золотом фонде нашего Союза, так и самодеятельных авторов и студентов. Тем самым мы показываем посетителю разные подходы к работе, в каком направлении развивается творчество художников республики, даем возможность отследить тенденции изобразительного искусства прошлого и современности. А еще так мы воспитываем подрастающее поколение талантливых молодых художников. Видеть свою работу на выставке, где представлено творчество прославивших изобразительное искусство региона мастеров кисти, уверен, дорогого стоит и подстегнет многих молодых творцов еще больше работать над собой, – говорит директор выставочного зала Союза художников Дагестана Амирхан Магомедов.
Выставка, вместившая так много, позволила каждому пришедшему найти для себя то, что близко его сердцу, эстетическому вкусу. Но, конечно же, в череде работ есть те, которые обязательно приковывают к себе особое внимание.
Одним из шедевров выставки, по признанию многих посетителей, являются глиняные скульптуры известного мастера-керамиста Ислама Шовкринского. Веселые горцы в композиции «Музыканты» наполняют один из уголков выставочного зала необъяснимой, теплой аурой. Неожиданно ощущаешь себя на сельской свадьбе. Той самой, когда праздник длится три дня, когда вместо зубодробительной музыки и песен под фанеру пространство заполняют звуки зурны, барабана и баяна, под которые грех не спеть и не сплясать.
На вопрос, как удается так «оживить» глину, мастер отвечает без прикрас: «Просто это мое. Я люблю глину».
– Пластилином я увлекся еще в школьные годы, – вспоминает Шовкринский, – а когда попробовал глину, потерял голову и влюбился с первого раза. У меня были возможности попробовать фарфор, фаянс, мне много раз пытались навязать другие материалы. Но я оказался однолюбом – нравится мне именно красная глина.
Скульптурную тему экспозиции продолжает другой автор – Магомед Ахмедханов. Но если глиняные человечки Шовкринского – это жизнеутверждающий гимн, то «Кибернетический эмбрион» Ахмедханова, напротив, немного пугает. В голове сразу восстают картинки из тех самых фильмов, когда киборги заполоняют планету, вытесняя привычную нам жизнь. Хотя это, может, чисто мое восприятие, а у других посетителей вернисажа возникнут свои ассоциации. Произведения этого художника редко когда можно воспринимать буквально и однозначно.
Помимо скульптурных композиций «Осенний вернисаж» заполнил пространство работами также живописцев и графиков.
Одна из работ – «Осенние цветы» известного художника Галины Пшеницыной. Казалось бы, обычный натюрморт, но даже обывателю ясно: эта ваза с цветами и великолепные плоды айвы, купающиеся в лучах утреннего солнца, писались с любовью к жизни и всему тому прекрасному, чем она наполнена. Красота, как утверждает художник в своем холсте, окружает нас постоянно, надо только уметь ее видеть.
Фанат своего дела – современный художник Патимат Гусейнова. Ее картины – завсегдатаи дагестанских вернисажей. И в этот раз ее «Песнь о птице» украшает вернисаж, приковывая немало заинтересованных взглядов посетителей. Ожившие узоры гюльмендо слетают с легкой поверхности шелкового платка и будто готовятся покинуть пространство картины и начать жить самостоятельно, заполняя окружающую нас среду сакральными смыслами древних солярных орнаментов. Зрелище необычайное и запоминающееся.
Учащиеся и выпускники художественно-графического факультета ДГПУ ежегодно стараются выезжать на пленэры в села Дагестана. Итогом таких поездок становятся необыкновенные работы, в которых запечатлены кусочки жизни дагестанских аулов. На одних – опустевший и покосившийся домик, на других – панорамные виды сел, на третьих – горцы: кто-то просто схвачен в портрете, кого-то поймали в момент разговора с односельчанами, а кто-то просто занимался своими домашними делами, и карандаш художника быстро поместил его в свой эскиз. Все эти маленькие фрагменты горского бытия, запечатленные в картинах авторов, также стали частью новой выставки Союза художников.
Выставка продлится до конца декабря.