«Возвращение»
В Дагестанском книжном здательстве вышла в свет повесть Агаси Ибиева «Возвращение». Не претендуя на документальную основу, прозаик рассказывает о вымышленных судьбах. В то же время повествование словно о выхваченных из жизни персонажах, на долю которых выпали трудные испытания, вызванные коловращеньем эпох, судьбоносными переменами. Это рассказ обо всём том, из чего складывается человеческая жизнь: любовь и ненависть, верность и предательство, честь и бесчестие.
Не склоняясь под ударами судьбы, герои повести, попадая в экстраординарные условия, вырабатывают в себе качества, присущие сильным личностям, когда на прочность проверяются выдержка, смелость, мужество. Пройдя тяжелый путь, через боль и унижения, но не теряя человеческого достоинства, они остаются верными главному своему предназначению – быть человеком мыслящим, твердым в своих убеждениях.
Неслучайно и название повести. Возвращение рефреном проходит через всю книгу, словно напоминая об обращении к истокам, корневой основе, характерной для каждой личности, сохраняющей своеобразный поведенческий код, в котором кроется секрет родового наследия всего сущего на земле.
Германия – Египет – Россия… Политический переплёт смутного времени так или иначе сопутствует тому, что персонажи повести остаются в центре драматических событий, следуя большой игре держав, когда каждому отводится роль, которую он должен сыграть от начала и до конца.
Такова и судьба сына германского фабриканта Ганса, поглощенного идеями марксизма. Ему суждено стать ключевой фигурой разворачивающейся политической драмы. Многое переосмыслив, главный герой постепенно превращается в стойкого, убежденного борца. Он крепок, его невозможно сломить. Он лидер. Ему даровано судьбой вести за собой людей, превращая их в самодостаточных бойцов, готовых отдать жизнь за будущее мира.
«Главное – множить число тех, кто, обретая почву под ногами, как никто другой, ощущает происходящие в мире события, – говорит герой повествования. – Так, одни считают себя счастливыми, будучи богатыми, другие – находя утешение в обществе пленительных красавиц, а иные, особенные, мечтают дать счастье всем несчастным на земле».
Тем временем «великая Англия», противостоящая «египетским бандитам», преследует цель удержать колонизаторские режимы у власти, сохраняя гегемонию западного мира. Как и прежде, ее задача – всеми возможными средствами вести необъявленную войну против России, обретающей экономическое, военное превосходство в мире, что должно стать уроком всем тем, кто так или иначе пытался завоевать ее.
По мере того как разворачивается канва событий, в повести появляются новые персонажи, каждый из которых несет в себе особую смысловую повествовательную нагрузку, разветвляя сюжетные линии – то пересекающиеся, то расходящиеся в отдельные фрагменты.
Гасана, Ибрагима, Бубу, петербурженку Валентину, боровшуюся против английских колонизаторов, объединяет желание обрести родину не в Германии, не в Египте, а в России. И по мере того как обогащается авторская сюжетная палитра, у читателя возникает возможность поразмышлять не только о превратностях судьбы, но и том, что политическая игра чревата огромными человеческими жертвами, сумбуром в головах обманутых, вовлеченных в смертоносную партию. Но победа всё равно придет, и приведут к ней те, кто сильнее не числом оружия, а силой слова.
Гасан-Ганс Дитрих, пережив слом эпох, революцию, пройдя через сталинские лагеря, подвергшись жесточайшим испытаниям, не озлобился, не стал презирать прошлое, а продолжил свой путь, сменив несколько подпольных имен. Так Иван Каверин (Ганс Дитрих) раскрывает следователю особого отдела настоящее имя, рассказав, как стал членом повстанческой организации, как воевал, защищая египетский народ от английских захватчиков, как оказался в России, как попал в сибирские лагеря после войны…
Это было самое кровопролитное побоище ХХ века, когда агент советской разведки, оказав неоценимую помощь своей новой родине, обеспечивая ее важной аналитической информацией во время Великой
Отечественной войны, стал ее героем, олицетворением борьбы с фашизмом.
Повесть, порой страдая сюжетной разбросанностью, стилистической перегруженностью, столь модными в современной литературе любовными треугольниками, тем не менее привлечет читателя героикой прошлого, качествами, присущими людям с ярко выраженной гражданской позицией, искренностью чувств главных персонажей.