X
09:09 24.01.2018

Возвращение к истокам

На одной из его работ сельский дом на фоне гор обрисован настолько подробно, что ее можно изучать часами, словно документ или историческую фотографию. На другой – вроде бы обыкновенные ключи, но создается ощущение, будто их повесил кто-то сверху на рисунок. Увидеть, на что способен карандаш в руках мастера, можно в галерее Театра поэзии на персональной выставке художника-графика Исхака Исхакова (на снимке) «Дорога домой». В экспозицию вошло более 30 графических листов.

Он окончил художественно-графический факультет ДГПУ в 2000 году, преподает, является кандидатом педагогических наук. Многие годы занимался живописью, писал и рисовал с натуры, участвовал в коллективных выставках.

В основе нынешней выставки – серия пейзажей, в которых отразились природа родного Ахвахского района и горская архитектура. Эти рисунки демонстрируются им впервые. Замысел организовать персональную выставку на тему села родился два с половиной года назад.

«Дорога домой» – название многозначное. Как говорит художник, это не только о возвращении к истокам, к той жизни, которой жили предки, но и о возвращении к себе. «Встреча на жизненном пути учителя или близкого тебе человека – это тоже дорога домой», – так рассуждает он.

Пейзажи выполнены итальянским карандашом, сангиной и простым карандашом. Взяться за карандаш он решил по настоянию коллеги и друга, заслуженного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова, руководителя графической мастерской худграфа. «Когда ты смотришь черно-белое кино и цветное – эффект разный, и все же черно-белое кино по-своему интересно», – говорит Исхаков.

Мне вспоминаются слова известного советского архитектора Геннадия Мовчана о естественности, с которой горская архитектура вырастает из природной среды. Старинные жилища горцев действительно кажутся продолжением гор. Художник и сам не разделяет архитектуру и природу – на его рисунках и то, и другое выглядят величественно.

Возвращаясь к истокам, изу­чая старую горскую архитектуру, Исхак Исхаков, помимо художественной деятельности, пытался вести этнографическую работу – расспрашивал людей, изучал историю этих мест. Например, узнал, что старой арке, которую он изобразил на рисунке «Старая арка в Тадмагитле», более ста лет. В селе художника она единственная.

Все архитектурные сооружения изображены предельно достоверно, без приукрашивания. Мастер ничего не домыслил, не реконструировал исчезнувшее, а изобразил то, что есть. Исчезающее, но пока сохранившееся. Грустным исключением могут служить лишь несколько домов, сгоревших во время недавнего пожара в селе Тадмагитль. Теперь их можно увидеть только на рисунках художника.

Работы представляют и этнографический интерес. Не случайно один из рисунков – «Кванкеро» – хранится в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, или попросту­ в Кунсткамере. Сотрудники музея периодически приезжают в Дагестан, собирают этнографический материал, пополняя свою коллекцию. «Кванкеро» выполнено на станке с помощью печатной графики, поэтому с него можно сделать до ста почти одинаковых копий. Одна из них хранится в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и сейчас представлена на выставке.

Несмотря на то, что Исхак Исхаков живет и преподает в Махачкале, отношение к родным местам у него особое. Признается, что там он намного лучше чувствует себя.

– Я не родился в этом селе, но мой отец жил в Тадмагитле, и я считаю его своим. Каждое лето я проводил у бабушки. Это село мне очень дорого, – говорит художник. Воспоминания об этом времени передаются в его солнечных работах.

На открытие выставки пришли родственники, земляки и почитатели таланта Исхакова. Для них красота Ахваха открылась по-новому в работах, наполненных любовью к родным местам. Те же, кто никогда там не был, уверен, обязательно вдохновятся этими картинами и захотят увидеть всю эту красоту в реальности. Выставка открыта до 28 февраля.

Тэги:
художник,

Похожие

Графини худграфа во всей красе…

41
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

38
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

22
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

17
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

42
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

89
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

62
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

60
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

58
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Статьи из «Выставки»

«Архив Ахульго». История с продолжением

47
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

35
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

На языке красоты

27
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

37
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

107
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

10 часов назад