Возвращение к истокам
На одной из его работ сельский дом на фоне гор обрисован настолько подробно, что ее можно изучать часами, словно документ или историческую фотографию. На другой – вроде бы обыкновенные ключи, но создается ощущение, будто их повесил кто-то сверху на рисунок. Увидеть, на что способен карандаш в руках мастера, можно в галерее Театра поэзии на персональной выставке художника-графика Исхака Исхакова (на снимке) «Дорога домой». В экспозицию вошло более 30 графических листов.
Он окончил художественно-графический факультет ДГПУ в 2000 году, преподает, является кандидатом педагогических наук. Многие годы занимался живописью, писал и рисовал с натуры, участвовал в коллективных выставках.
В основе нынешней выставки – серия пейзажей, в которых отразились природа родного Ахвахского района и горская архитектура. Эти рисунки демонстрируются им впервые. Замысел организовать персональную выставку на тему села родился два с половиной года назад.
«Дорога домой» – название многозначное. Как говорит художник, это не только о возвращении к истокам, к той жизни, которой жили предки, но и о возвращении к себе. «Встреча на жизненном пути учителя или близкого тебе человека – это тоже дорога домой», – так рассуждает он.
Пейзажи выполнены итальянским карандашом, сангиной и простым карандашом. Взяться за карандаш он решил по настоянию коллеги и друга, заслуженного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова, руководителя графической мастерской худграфа. «Когда ты смотришь черно-белое кино и цветное – эффект разный, и все же черно-белое кино по-своему интересно», – говорит Исхаков.
Мне вспоминаются слова известного советского архитектора Геннадия Мовчана о естественности, с которой горская архитектура вырастает из природной среды. Старинные жилища горцев действительно кажутся продолжением гор. Художник и сам не разделяет архитектуру и природу – на его рисунках и то, и другое выглядят величественно.
Возвращаясь к истокам, изучая старую горскую архитектуру, Исхак Исхаков, помимо художественной деятельности, пытался вести этнографическую работу – расспрашивал людей, изучал историю этих мест. Например, узнал, что старой арке, которую он изобразил на рисунке «Старая арка в Тадмагитле», более ста лет. В селе художника она единственная.
Все архитектурные сооружения изображены предельно достоверно, без приукрашивания. Мастер ничего не домыслил, не реконструировал исчезнувшее, а изобразил то, что есть. Исчезающее, но пока сохранившееся. Грустным исключением могут служить лишь несколько домов, сгоревших во время недавнего пожара в селе Тадмагитль. Теперь их можно увидеть только на рисунках художника.
Работы представляют и этнографический интерес. Не случайно один из рисунков – «Кванкеро» – хранится в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, или попросту в Кунсткамере. Сотрудники музея периодически приезжают в Дагестан, собирают этнографический материал, пополняя свою коллекцию. «Кванкеро» выполнено на станке с помощью печатной графики, поэтому с него можно сделать до ста почти одинаковых копий. Одна из них хранится в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и сейчас представлена на выставке.
Несмотря на то, что Исхак Исхаков живет и преподает в Махачкале, отношение к родным местам у него особое. Признается, что там он намного лучше чувствует себя.
– Я не родился в этом селе, но мой отец жил в Тадмагитле, и я считаю его своим. Каждое лето я проводил у бабушки. Это село мне очень дорого, – говорит художник. Воспоминания об этом времени передаются в его солнечных работах.
На открытие выставки пришли родственники, земляки и почитатели таланта Исхакова. Для них красота Ахваха открылась по-новому в работах, наполненных любовью к родным местам. Те же, кто никогда там не был, уверен, обязательно вдохновятся этими картинами и захотят увидеть всю эту красоту в реальности. Выставка открыта до 28 февраля.