Все оттенки пастели
Вот уже ряд лет Республиканский дом народного творчества реализует придуманный им самим проект «Самородки», рассказывая дагестанцам о творцах с большой буквы – художниках-непрофессионалах, людях, работающих всю жизнь в различных сферах, художественное творчество в их существовании идет параллельно, наполняя особым смыслом повседневность.
Многие из них так преуспели в творчестве, не имея художественного образования, что невольно удивляешься их художнической интуиции, чувствованию формы, цвета, владению техникой живописного письма, пониманию меры в подаче материала. Многие самодеятельные художники стали и для профессионального искусства открытием, которое демонстрирует Дом народного творчества на организуемых выставках.
Как щедра дагестанская земля талантливыми самородками, утверждает и новая выставка проекта РДНТ «Все оттенки пастели». Более 100 работ Шамиля Закарияева были представлены зрителям в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в Махачкале.
Большинство его произведений выполнено в технике пастели, хотя начинал с акварели, гуаши, масла. Но пастель отодвинула все эти увлечения и заняла главенствующее место в его творчестве. Так полюбившуюся технику Шамиль изучал самостоятельно по специальной литературе, посещая мастер-классы и набираясь опыта. Пару лет назад вступил в Союз пастелистов России, участвовал во Всемирном конкурсе национальных культур и искусств в Дербенте, где занял I место в соответствующей номинации, не игнорировал приглашения на выставки в Пятигорске, Москве, Ростове-на-Дону, провел множество мастер-классов, передавая свой опыт всем, кому интересно творчество. Так, в хасавюртовской студии «Краски гор» более 30 детей и подростков Шамиль обучает владению пастелью. Некоторые его ученики поступили в художественное училище в Махачкале, Астрахани, выбрав изобразительное искусство делом жизни.
Серьезно творчеством Шамиль увлекся в сложный период своей жизни. Задиристым мальчишкой он, как и многие, хулиганил, активно играл в футбол, танцевал в хореографическом ансамбле, разрисовывал парты в школьном классе. Последнее и привело выпускника школы в художественно-педагогический колледж, позже в студию дизайна «Грата» в Хасавюрте. Все шло своим чередом, как вдруг грянула беда.
Почти восемь лет назад он получил серьезную травму в автомобильной аварии — перелом позвоночника, обездвиженность, в 23 года глубокая инвалидность. Но внутренняя энергия молодого человека просила выхода. Шамиль впервые серьезно взялся за живопись – произошло переосмысление ситуации. На помощь пришла коробочка с цветными мелками. Пастель стала его страстью. Молодой человек воспрял духом, стал с помощью нехитрых мелков как бы общаться с внешним миром, передавая свои чувства через рисунки, преодолевая себя и жизненные обстоятельства.
Шамиль Закарияев весьма плодовит. За годы болезни он написал 500 живописных работ, 100 из которых выставил в эти дни в Махачкале: в основном пейзажи, бытовые сценки, труд горцев, улочки родного аула. Именно через них он передает любовь к природе своего края, его народу. Отсюда излюбленная тема, которую пишет так тонко, что порой теряешься, глядя на полотно: уж не фотография ли это? («Утро в ауле», «Ночные сумерки»). Он так наполняет свои картины одухотворенностью, что у многих его работ чувствуется душа, они дышат, они живут. Не у каждого профессионального художника так отчетливо это чувствуется. Сколько теплоты, доброты в изображении и городских пейзажей.
Художник щедро использует яркие краски, его картины вспыхивают, создавая праздничность независимо от сюжета. Пастельные картины написаны вовсе не пастельными красками, они весьма эмоциональны. Работает он увлеченно, смело экспериментирует с разными техниками живописного письма, создает и абстрактные композиции, увлекается скульптурой, витражной живописью, барельефом, фотографией. Но никогда не пишет портретов, на его полотнах нет изображения человека. Он привержен правилам письма, а потому изображает то, что вечно – луну, реки, деревья, горы…
Не скажешь, что Шамиль Закарияев в творчестве достиг совершенства, не все одинаково заслуживает высокой оценки, но что он помогает видеть красивое в обыденном – это точно.
А недавно у него открылся литературный дар, он пишет книгу, где делится своим опытом выживания после тяжелейших травм, двух сложных операций на позвоночнике, как перенести предстоящую ему третью операцию. Начиная писать картины лежа, прикованным к постели, своей активной творческой работой, тягой к жизни он вселяет уверенность в силу духа человеческого, его победу над обстоятельствами.