Всё началось с ковра…
На плоской земляной крыше сакли почти каждый день собиралась сельская ребятня, и под их радостные возгласы и аплодисменты лихо танцевал озорной парнишка. О нем шли слухи как о способном танцоре, и на праздниках ему непременно стелили ковер... А после усталый, еле дыша, он, пританцовывая, бежал домой к маме с подарками и снова перед ней демонстрировал свои незаурядные способности. Будущий артист Аварского театра Сапарча Магомедов (на снимке крайний справа) родился в селе Кахиб Шамильского района в 1936 году.
Окончил школу, сразу стал художественным руководителем районного Дома культуры.
В 1954 году за творческие успехи и активное участие в развитии сельской художественной самодеятельности Сапарча был удостоен Похвальной грамоты Министерства культуры ДАССР.
Шли годы, и Сапарча Магомедов переезжает в Буйнакск, устраивается работать на консервный завод. Но и тут не прекращает заниматься творческой деятельностью. В газете «Дагестанская правда» от 7 ноября 1959 года вышла заметка «Они выступят в Москве». В ней, в частности, сообщалось:
«Большой популярностью в республике пользуется ансамбль песни и танца буйнакского Дома культуры. В составе ансамбля – рабочий Буйнакского консервного завода Сапарча Магомедов».
В 1960 году его приглашают на работу в Аварский театр. Сапарча давно мечтал о театре, как о высоком искусстве, и вот здесь-то начинается его настоящий творческий путь.
Выразительная мимика лица, темпераментность горца, труд и усердие помогают ему расти от роли к роли. Он уже подготовлен создавать цельные, достаточной художественной высоты сценические образы. Ему больше удаются характеры героико-романтического плана, где в персонажах преобладают мужество, выносливость, целеустремленность.
Сапарча Магомедов – разноплановый актер. В творческой биографии – запоминающиеся образы, такие как Рустамов в музыкальной комедии Рауфа Гаджиева «Кавказская племянница», Гермес в детском спектакле «Беглецы» Арипа Расулова, Нукер в сказке Магомеда Сулиманова «Подарок», Косоглазый в спектакле «Великий исцелитель» А. Улутзаде и Н. Войткович, Таймаз в «Материнской славе» Раисат Хубецовой и десятки других.
Сапарче удалось также воплотить на сцене образ шамилевского наиба Хаджи-Мурата в композиции, созданной по книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Каждое движение, манера, взгляд – всё было учтено артистом.
Умер Сапарча Магомедов в 2013 году после продолжительной болезни.
В памяти земляков он остался примером служения высокому искусству.