Всё только начинается!
Казалось, совсем недавно Русский театр им. Горького триумфально завершил очередной профессиональный год премьерой спектакля «Ножницы» в постановке Дмитрия Павлова, как уже совсем скоро, к радости театральной Махачкалы, начнется новый, предъюбилейный сезон. Шутка ли – в 2024 году Русскому театру исполнится 100 лет!
Мы говорим с его директором Тимуром Магомедовым (на снимке) о планах, задумках, премьерах, актерах, гостях театра и зрителях. Словом, о том, чем будет дышать его сцена предстоящий театральный год.
Дни Гамзатова
– Русский театр станет одной из главных республиканских площадок празднования юбилея Расула Гамзатова, – говорит наш собеседник. – 1 октября состоится премьерный показ спектакля по произведениям народного поэта «Остров женщин» в постановке заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова. Это масштабное действо, в котором участвует вся труппа.
Ещё одна работа художественного руководителя театра – спектакль «Неоконченный концерт», вызывающий огромный интерес зрителей, пройдёт на открытых площадках в Каспийске и Махачкале в дни празднования юбилея Расула Гамзатовича.
Значимое событие сентября – большой праздничный концерт с участием звездных артистов Москвы и зарубежья.
100 лет – повод идти вперёд
– Этот год станет в некотором смысле поворотным для театра, – продолжает Тимур Магомедов. – У нас открывается экспериментальная сцена на 30 мест. Планируем проводить на ней спектакли малой формы, моноспектакли, которые можно будет увидеть только там. Билеты на эту сцену будут дороже, чем в наши основные залы. Оборудование скоро установят.
Эта площадка будет служить и детской студией. Да, мы открываем свою театральную школу, наши актеры буду обучать детей профессии. Группы небольшие – по 12 человек. Три возрастные категории: с 5 до 7 лет, с 7 до 12 лет и с 12 до 16 лет. По окончании театрального сезона, который длится 9 месяцев, покажем итоговый спектакль с выпускниками.
Открытие собственной студии даст возможность получить статус академического театра. У нас есть всё для этого. Мы проводим крупный театральный форум – Всероссийский фестиваль русских театров «Русская сцена» стал нашим брендом. Театр имеет соответствующий репертуар, привозим награды международных фестивалей, в труппе служат народные и заслуженные артисты России и Дагестана. В республике только ансамбль «Лезгинка» является академическим коллективом. Мы хотим стать еще одним.
К 100-летию Русского театра готовим ребрендинг. Уже созданы новый сайт и логотип. Запланирован большой юбилейный гастрольный тур. В Ярославле и Иваново мы уже побывали, на очереди Москва, Волгоград, Калуга, Владикавказ, Санкт-Петербург.
Во время турне по России главный режиссер Скандарбек Тулпаров и ведущие артисты проведут серию лабораторий с молодыми артистами и режиссёрами на базе региональных театров. По итогам отберем 10–15 человек, которые будут заниматься в Махачкале в молодежной студии «Поколение» и работать над эскизами спектаклей. Полная группа, думаю, наберется к концу театрального года, а приступим к творческой работе в начале следующего сезона.
Есть задумка провести фестиваль «Горький-100». Хотим собрать в Махачкале театры России и даже зарубежья, носящие имя Максима Горького, а также постановки по его произведениям. Среди участников лучшие театральные коллективы страны. Надеемся, что финансирование не подведет.
Еще хотим провести Северо-Кавказский театральный форум, посвящённый театральному управлению. Он пройдёт в 2024 году, все его мероприятия, а это международная конференция, форум театральных менеджеров, семинар для работников художественно-постановочной части, различные мастер-классы, направлены на повышение квалификации сотрудников театра разных звеньев.
К юбилейному году готовится другой интересный проект, в рамках которого мы хотим рассказать о нашем театре, его истории в необычной театральной постановке «Махачкала театральная: путь к Горькому». Это такой спектакль-променад: по QR-кодам, разложенным в знаковых местах города, проведем экскурсию, конечным пунктом которой и станет наш театр.
Проект «История театра в 3D» поможет объемно, развернуто представить материал, входящий в экспозицию театрального музея. Это будет 3D-модель выставочного зала в помещении под Большой сценой.
Будет правильно, если в юбилейный для театра год к нашим усилиям подключатся СМИ, которые станут регулярно рассказывать в печати, интернете и по телевидению о Русском театре, его актерах и спектаклях. Важно донести информацию о нас до потенциального зрителя, который пока не дошел до наших залов.
Конечно, будет издан юбилейный буклет, пройдет торжественное празднование.
О премьерах
– В год мы выпускаем 4–5 новых спектаклей, – рассказывает директор. – В новом сезоне это уже упомянутый выше «Остров женщин» по Гамзатову. Детей ждет новогодняя сказка «Щелкунчик» Гофмана в постановке Марины Карпачевой.
Уже известная дагестанской публике Пати Махачева поставит «Каменного гостя» Пушкина, Скандарбек Тулпаров – «Трамвай «Желание» Уильямса, а Дмитрий Павлов – «Король умирает» Ионеско. Мы открыты для всех творческих людей, чей талант поможет сделать наш театр еще более привлекательным для зрителя.
Если говорить о том, как справляется труппа с экспериментами и замыслами наших и приглашенных режиссеров, то самый яркий показатель – это гастроли. Недавние спектакли в Ярославле, собравшие полные залы, слезы зрителей на Гамзатовском «Неоконченном концерте», овации актерам после спектакля «Арт» говорят о том, что наш театр занимает достойное место среди коллективов страны.
Директор – всегда помощник режиссёру
– Один из факторов, влияющих на успех театра, его репертуарная политика, – убеждён Магомедов. – Можно сказать, что в наши дни изменилась роль режиссеров в формировании репертуара театров. Раньше этим занимались завлиты: искали материал, защищали необходимость постановки перед художественным руководителем театра. Сейчас во многом эти функции взяли на себя режиссёры. Мы их в этом не ограничиваем. Они отслеживают театральный рынок, хорошо понимают, какая вещь может стать кассовой, что отвечает требованиям школьной программы, которую мы тоже должны учитывать, а что можно везти на фестивали. Если режиссер предлагает какую-то пьесу и убедительно объясняет, почему он хочет это сделать, театр соглашается с его выбором.
Должен ли директор оказывать влияние на репертуарную политику? Однозначно нет. Это не моя прерогатива. Тем не менее, на худсоветах, когда идет сдача спектакля, могу высказать свое мнение, если считаю, что что-то идет вразрез с установками театра.
Мы не против новшеств, интересных художественных ходов, но слепо идти по пути многих центральных театров, в которых на сцене происходит то, что не отвечает принципам дагестанской этики, считаю, не нужно. Мне отвечать перед зрителями, почему на сцене происходит то или это, потому всё новое и необычное для нашей публики должно быть действительно оправданно.
Директор – это всегда помощник для режиссера. Он обеспечивает весь процесс постановки спектакля: костюмы, декорации, свет, площадку для репетиций. Конечно, режиссер не должен слышать от него такую знакомую фразу: «Денег нет». Моя задача сделать так, чтобы средства на замысел режиссера были. Прямая обязанность как менеджера – найти финансы и возможности, создать максимально комфортную среду для работы. Знаю, что если ограничивать в чем-то режиссера, то мы потеряем в качестве спектакля, а значит, потеряем зрителя. Но, надо оговориться, неуемные фантазии принимать в расчет тоже не стоит.
Как удержать актёра
– Пришло время поговорить о проблемах с кадрами, и она у нас существует, – подводит итог директор. – Как любая труппа, актёрский коллектив Русского театра включает в себя разные возрастные группы. Репертуар строится так, чтобы каждая категория актеров получала роли. Актер не должен быть в простое, чтобы сохранить профессионализм и не растерять кураж. Но на сегодняшний день театр испытывает дефицит актёров самого востребованного возраста – 35–40 лет. У нас есть так называемый костяк, группа актёров, молодые ребята до 30, которые задействованы почти во всех спектаклях сезона. Но вот героев и особенно героинь среднего возраста почти нет. А это основа труппы – актеры, которые могут сыграть и подростка, и старика. Когда одна актриса задействована почти во всём репертуаре, это неправильно. Нужно дать ей вздохнуть свободно, да и зрителю нужны новые лица.
Но мы в постоянном поиске, у нас налажены связи со многими театрами. Мы просим предлагать наш театр соискателям. К нам едут, да, но кардинально это проблему не решает. В театре сохраняется высокая текучесть кадров. Даже если люди приходят, то, наработав опыт, создав портфолио, разъезжаются по крупным театрам страны делать дальнейшую карьеру. А всё почему? Потому что, кроме безобразно маленькой зарплаты, мы ничего предложить не можем. Людям надо строить свою жизнь, пускать корни, но не на что.
Чтобы актёрская профессия стала в Дагестане более востребованной и актуальной и мы меньше зависели от приглашённых артистов-временщиков, надо продумать систему стимулирования кадров. Вот если бы актёрам предложили социальный пакет, то у них появился бы стимул зацепиться в Дагестане. Речь идет не только о приглашенных артистах, но и о наших выпускниках театральных вузов. Например, прослужил 10 лет в театре – получи 6 соток земли, благо такая возможность у республики есть. Вот и какая-то перспектива для актера. Хочется надеяться, что меры по повышению престижа актёрской профессии будут приняты.